Кучинскис о закрытии банков, высылке дипломата и деле Римшевича

Кучинскис о закрытии банков, высылке дипломата и деле Римшевича
Российского дипломата Латвия выслала из солидарности, но прагматичные отношения с Россией хочет сохранить. Банкам придется обходиться без "нерезидентов", а если не получится — всегда можно ликвидироваться. Почему не провели пилотный проект перевода школ нацменьшинств на госязык — трудно сказать… Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис пришел на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

На Пасху Марис Кучинскис будет, как обычно, красить яйца луковой шелухой "с разными особенными травками", а накануне праздников Кабинету пришлось ударно потрудиться — и российских дипломатов выслать, и перевод всех школ на госязык запустить, и объявить войну вкладчикам-нерезидентам, и позаботиться о пожарной безопасности, и "Лиепаяс металлург" продать по частям.

 

О выдворении российских дипломатов. На прошлой неделе прошел Евросовет по событиям в Великобритании, на котором все премьеры получили информацию от Терезы Мей. После обсуждения и оценки вероятности версии Великобритании, мы впервые (на моем опыте) приняли солидарное решение, что дипломатов вышлет большинство государств ЕС — 16. (Хотя обычно подобные случаи влияют на двусторонние отношения.) Чтобы весь мир видел: Европа не допустит ничего подобного…

 

Да, дипломатов выдворили только 16 из 27 стран, потому что трудно согласовать со всеми за 3-4 дня. К тому же у каждой страны — своя специфика. Ни для кого не секрет, что и мы в своей коалиции не всегда можем принять все решения из-за того, что одна партия — более левая, а другая — правая… Надеюсь, это не прекратит наши прагматичные отношения с Россией. 

 

О сокращении нерезидентских счетов до 5%. Математика показывает, если все банки Латвии прекращают работать с фирмами-пустышками (которые непонятно откуда берут деньги, и неизвестно, кто их владельцы и работники), то автоматически резко сократится и процент нерезидентов. Речь ни в коем случае не идет о нормальных компаниях, где все прозрачно — только о тех, кого трудно контролировать. Во вторник будет окончательное решение Кабмина.

 

Да, банки работали в рамках закона, на законы меняются — теперь им дается шесть месяцев на то, чтобы "пустышки" ушли мирным путем. В целом Латвия начала избавляться от рискованных денег уже 2,5 года назад. Тогда так называемых "нерезидентов" (речь идет именно о компаниях с неизвестными владельцами) было 60%, за два года их число уменьшилось до 40%, неделю назад их осталось 36%, сейчас — 30%. Когда сокращение достигнет 10% — будем оценивать ситуацию.

 

Сейчас в Латвии кардинально меняется банковский бизнес. Каждый банк, если хочет еще существовать, должен иметь новые виды бизнеса и клиентов. Мы контролируем ситуацию, и банки понимают, что наше решение твердое.

 

О том, почему ждали обвала ABLV, чтобы менять закон. Если бы мы сейчас не действовали хладнокровно — настал бы в той или иной мере хаос. Постепенное снижение числа "нерезидентов" — это лучше, чем в один день всех сократить. Помню в 90-е был политический лозунг Латвии "Мы ближе, чем Швейцария!", тогда верили, что банки поднимут экономику. Нельзя сказать, что та политика ничего не дала стране, но сейчас мы столкнулись с тем, что нам не по силам проконтролировать, не нарушают ли законы эти фирмы-пустышки. Несмотря на то что снижается объем контролируемых действий, мы сейчас объявляем конкурс на главного контролера. Мы работаем в рамках ЕС и НАТО, поэтому не можем допустить столько рискованных денег из ниоткуда. Скорей всего, новые порядки начнутся с 1 мая.

 

О падении прибыли финансового сектора на 30% и прогнозе падения ВВП. Банки должны искать новые идеи. Будет больше конкуренции. Может, кто-то примет решение ликвидироваться. У них будет шесть месяцев на то, чтобы уйти с рынка Латвии.

 

Насчет бюджета волноваться не надо — думаю, что он не пострадает. Банки все же не платят самый большой налог — на добавленную стоимость (НДС). Потеряем подоходный налог, но временно. Нельзя отрицать, что в ABLV работало много людей — влияние на экономику это оказывало. При постепенной ликвидации они должны будут освободить места. Но надеюсь, что при той нехватке рабочей силы, о которой говорят предприниматели, они найдут работу в Латвии.

 

О поддержке Германией "Северного потока-2". Надо смотреть на это решение (Германии) глобально в рамках всего ЕС. Мы все же согласны со мнением, что этот проект влияет на энергетическую безопасность Польши, Украины и других государств — мы им не очень-то довольны. В Германии к этому решению тоже отношение неоднозначное, много кто из политиков его не поддерживает.

 

О неприсоединении Латвии к литовскому "бойкоту" Белорусской АЭС. Мы с премьером Беларуси подписали соглашение об обмене информацией по ядерной безопасности. Главное, чтобы эта станция строилась и работала по всем мировым стандартам. Нам это тоже небезразлично — станция находится в 120 км от границы… Пока Агентство безопасности атомной энергии полностью контролирует процесс и сигналов об отклонениях нет.

 

Пока у нас есть два пути, откуда в Латвию поступает энергия извне — из России через Эстонию и из Беларуси через Литву. А в прошлом году сами себя обеспечили энергией на 101%! Будем ли мы покупать что-то у третьей стороны — это решает Евросоюз и третья сторона. А мы все получим через биржу.

 

Об идее США начать торговую войну с Китаем. Те дискуссии, которые ведет США, касается экономических отношений этих стран. Чтобы регулировать рынок Америки, уменьшив влияние других государств, в том числе и Китая. ЕС тоже говорит о налогах в товарообороте с США. Это вопрос дискуссий. Нас инвестиции и транзит из Китая еще интересуют — я бы не стал говорить об изменениях отношений.

 

О том, почему не провели пилотный проект перевода билингвальных школ на госязык (притом что "пилоты" компетентностного подхода были). На этот вопрос мне очень трудно ответить — вам лучше его задать министру образования. Компетентностный подход требовал пилотных проектов, потому что он касается всех школ — с переходом и без перехода на латышский язык. Думаю, после запуска реформы по языку в парламенте, задача всего правительства, чтобы все внедрялось в тесном сотрудничестве с самоуправлениями. У нас была дискуссия с мэром Риги на эту тему — самоуправление будет помогать исходя из ситуаций конкретных школ.

 

О гибели "Лиепаяс металлурга" и поиске виновных. Надо думать о том, как и почему был выбран первый инвестор. Процессы не кончились — дискуссия об ответственности идет… К сожалению, и второй подход найти инвесторов для всего завода не удался. Из-за кризиса в металлургии, интерес был низким. Сейчас — третий этап: продаем по частям. Покупатели появились. Надеюсь, кто-то из них возобновит производство на этой территории — не такое масштабное, как раньше, но новые малые производства, чтобы территория не была заброшена. Не надо быть большим пессимистом…

 

О поисках стратегического инвестора AirBaltic. Сразу не нашли, поэтому продлили время поиска, ведь теперь спешки нет. Компания работает с прибылью, покупает новые самолеты. За любую цену продавать не будем, а если появится интересное предложение от инвестора, который поможет более сильному развитию компании — рассмотрим.

 

О деле по взяточничеству президента Банка Латвии. Процесс идет. Думаю, он не продлится долгие месяцы, ведь банк Латвии не может долго работать без руководства. 2-3 месяца — не больше. БПБК это понимает… Делается новый закон, чтобы в будущем такая ситуация не повторилась. Минфин согласует его с Европейским центральным банком. Но закон обратной силы не имеет, поэтому импичмент президенту БЛ невозможен — это был жест парламента.

 

О создании благоприятных условий для частного бизнеса. Я считаю, что мы очень многое сделали для развития экономики. Прошлогодний прирост ВВП на 4,7% — это даже выше, чем 4,5%, которые в среднем по ЕС. Он один из лучших в Европе. Мы изменили законы по налогам, теперь три года менять не будем. Ввели отмену налога на реинвестированную прибыль. Результаты увидим к концу года.

 

О возвращении министра здравоохранения. На следующей неделе к выполнению обязанностей возвращается Анда Чакша. Эти два месяца мы не только продержались без нее и что-то сделали. Уже гораздо меньше жалоб по е-здоровью. Продвигаем новую модель финансирования… Образец Эстонии дешевле не будет. Наша модель себя оправдывает. Надо идти вперед.

 

О пожарной безопасности Латвии. После трагедии в Кемерово наши организации проводят дополнительные проверки наших магазинов. Но надо признать, что после больных и жестоких уроков в Золитуде выводы сделали — уровень безопасности мы подняли.