«Мажейкяй – Реньге»: Литва плачет, но восстанавливает рельсы

«Мажейкяй – Реньге»: Литва плачет,  но восстанавливает рельсы
Теплые чувства трех Прибалтийских республик друг к другу время от времени вызывают обоснованные сомнения. 

Взять хотя бы ситуацию с демонтажем участка железной дороги Мажейкяй (Литва) – Реньге (Латвия), самовольно осуществленный литовской стороной, за что Еврокомиссия начислила впечатляющий штраф – почти 28 млн евро.

 

Штраф платить не хотелось, посему литовское государственное железнодорожное предприятие Lietuvos geležinkeliai решило оспорить его в Европейском суде. И все-таки разобранный путь на маршруте Мажейкяй – Реньге придется восстановить. Литовское правительство обещает осилить восстановительные работы к 2019 году. 

 

Участок железной дороги почти в 20 км был неожиданно закрыт в 2008 году, что Литва объяснила плохим состоянием путей и необходимостью провести срочные ремонтные работы. 

 

В настоящее время Lietuvos gelezinkeliai плачет, но восстанавливает разобранный десять лет тому назад железнодорожный и кратчайший путь, ведущий от нефтеперерабатывающего завода в городе Мажейкяй в порты Латвии и Эстонии. На проведение этих работ объявлялся конкурс. Тогда как с латвийской стороны все это «разобранное» время железнодорожные рельсы содержались в порядке, ГАО Latvijas dzelzceļš было готово запустить по ним движение в любой момент, как только соседи дадут зеленый свет для прохождения грузовых составов. 

 

Но ведь не просто же так литовцы затянули с «ремонтом», в рамках которого вообще отказались от связующего участка рельсов. Хитроумный план позволил Клайпедскому порту увеличить грузооборот, а заодно и ударить по транзиту Латвии. Очнувшись от «летаргического сна», Латвия вручила Литве ноту протеста, потребовав восстановить железнодорожные пути для обеспечения грузоперевозок. Налицо была нечестная конкуренция, что, кстати, подтверждалось жалобой Брюсселю на исчезнувшие рельсы от польского нефтеконцерна Orlen, контролирующего НПЗ в Мажейкяй и нефтетерминал в Бутинге. Однако позднее Литва и Польша смогли-таки уладить разногласия — премьер-министр Литвы С. Сквернялис предложил Orlen выгодные тарифы на перевозки в обмен на то, что участок Мажейкяй – Реньге не будет восстановлен (2014). Такой договор Латвии явно не понравился. Руководство Latvijas dzelzceļš восприняло его как признание, что участок железной дороги демонтирован сознательно, и Литва вопреки обещанному не собирается его восстанавливать.

 

Литовские должностные лица долгое время не признавали нарушения, заверяя, что участок пути в 2008 году был разобран из соображений безопасности, а транспортные потоки существенно не изменились. Официальное расследование ЕК начала только в марте 2013 года, по его итогам на литовскую компанию был наложен штраф в размере 27,87 млн евро, также ее обязали восстановить пути. 

 

Благая весть явилась весной 2018-го – начались работы по возрождению к жизни железнодорожного участка. Гендиректор Lietuvos gelezinkeliai Мантас Бартушка заявил: «Мы надеемся, что этот шаг позволит активизировать сотрудничество с нашими стратегическими партнерами — Orlen Lietuva и коллегами в Латвии». Ранее стоимость работ по восстановлению этих путей оценивалась примерно в 20 млн евро, однако сейчас, по сообщению Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги»), цена может составить вдвое меньше — 10 млн евро. 

 

Штраф, назначенный ЕК за нарушение принципов конкуренции, Литва выплатила в начале января этого года из финансовых резервов предприятия.  

 

Известно, что данный конфликт не единственный в истории взаимоотношений соседствующих государств. Вспомним, что Брюссель уже грозил Литве, Латвии и Эстонии прекращением финансирования многомиллиардного проекта Rail Baltica по причине того, что страны конфликтуют между собой в вопросах распределения финансирования. Такие же разногласия существуют и по ряду других стратегических проектов. Например, в вопросе выхода из БРЭЛЛ (энергокольцо: Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва) и перехода электросистем стран в сети континентальной Европы. Между тем, согласно меморандуму, подписанному Европейской комиссией и Балтийскими республиками, к 2025 году все три государства должны синхронизироваться с энергосетями ЕС. Но подписать, конечно, проще, чем потом нести за подписанное ответственность.