Из-за нехватки средств больницам приходится «сортировать» пациентов

Из-за нехватки средств больницам приходится «сортировать» пациентов
Мужчина поступил в рижскую больницу с болью в животе, ему отказали в госпитализации и через неделю он поступил туда вновь, в это раз на грани жизни и смерти. Пенсионера с инсультом госпитализировали только с третьего раза по настоянию родственников. Женщину с осложнениями после гриппа в больницу доставила скорая, а там врачи ей сказали, что она должна лечиться амбулаторно. Плюс к тому — многочасовое ожидание. Что происходит в приемных покоях больниц, разбиралась программа «Личное дело» LTV7.

В годы кризиса финансирование здравоохранения резко сократилось. Это сильно изменило латвийскую медицину, говорят в Минздраве. Приемные покои стали отделениями неотложной помощи, а также самым быстрым способом пройти те обследования, на которые обычно стоят в очереди.

 

Всё это привело к необходимости «делить» пациентов и отправлять домой тех, кто может лечиться амбулаторно.

 

Одной из первых это начала делать Восточная больница.

 

«Что делаем мы здесь — мы фактически ориентируемся больше на состояния, которые угрожают жизни. Безусловно, любой человек, который болеет какими-то хроническими заболеваниями, время от времени требует какой-то дополнительной диагностики, ухудшается состояние и так далее, но это совершенно не значит, что больной должен оставаться в больнице», — пояснил Алексей Вишняков, руководитель отделения неотложной помощи Восточной больницы.

 

В Восточной больнице существуют четыре уровня приоритетов:

 

на первом месте те, кто требует незамедлительной реанимации, затем больные, чье состояние угрожает жизни, только потом люди с острыми заболеваниями. Хронические пациенты с обострениями занимают последнее место в списке.

 

Получается, они недостаточно больны для госпитализации, а у семейных врачей нет ресурсов, чтобы обеспечить им своевременную диагностику, говорят в Ассоциации семейных врачей. Например, на необходимые обследования может быть запись на несколько месяцев вперед.

 

«Так как у нас нет возможности обследовать пациента, мы не можем поставить точный диагноз или скорректировать медикаменты.

 

В самом тяжелом случае они вновь попадают в больницу, но порой бывает слишком поздно», — заявила Сармите Вейде, глава Латвийской ассоциации семейных врачей.

 

По мнению Вейде, у таких пациентов должна быть возможность остаться в больнице и в течение нескольких дней пройти все необходимые обследования. В медучреждении согласны: некоторые пациенты, которых доктора отправляют лечиться амбулаторно, со временем возвращаются обратно. Однако Вишняков не считает, что за это несут ответственность врачи приемного покоя.

 

«Это, возможно, ослабленный ресурс конкретного организма, который мы не всегда можем здесь оценить. Возможно, не было такой последовательности — семейный доктор после того, как больной побывал в больнице, сразу берется за его лечение.

 

Там много факторов, как правило, это и с одной стороны, и со второй», — отметил он.

 

Проблема не в решениях врачей, а в коммуникации, говорят в Восточной больнице. Из-за большой нагрузки медперсонал порой не может подробно обсудить с пациентом дальнейший план действий и ответить на все вопросы. В сутки через приемный покой проходят в среднем 200 человек, это 30 больных на одного врача — от пациентов «третьего типа» до людей с оторванными конечностями.

 

О проблемах в коммуникации с пациентами и их родственниками говорит и юрист Солвита Олсена. Она в первую очередь критикует внутреннюю политику больниц — те не пускают в приемный покой родственников, хотя по закону те имеют право там находиться.

 

«Сперва пациент не получает даже такой «человеческий фактор», нет человека, который бы мог с ним поговорить, с доктором поговорить, с сестрой поговорить, посмотреть и посидеть рядом. И это оставляет пациента совсем беззащитным», — подчеркнула она.

 

Единственное лечебное учреждение, где присутствие родственника не только разрешено, но и является обязательным — это Детская клиническая больница. Там также работает система приоритетов, поэтому порой ожидание приема занимает несколько часов, на что нередко жалуются пациенты.

 

«Время изменилось, нет уже такого понятия, как «приемный покой». Есть неотложная помощь.

 

И мы концентрируемся на том, чтобы быть готовыми помочь как можно быстрее тем, кто в этом нуждается», — пояснил Вилнис Гринбергс, главный врач Детской клинической больницы.

 

Отсутствие единых стандартов по работе с пациентами в приемном покое приводит к путанице и недоразумениям, считают в Обществе больниц.

 

Главным критерием будут жизненные показатели — насыщение крови кислородом, сердцебиение. В зависимости от тяжести нарушений пациенты будут распределены по очереди. Госпитализация будет доступна, только если необходимые манипуляции и обследования можно сделать только в условиях стационара. Эти правила разработает рабочая группа, а потом нормы включат в договор больниц с Национальной службой здоровья.

 

Помимо прочего, уже совсем скоро у больниц появиться возможность оказывать помощь хроническим больным. Минздрав разработал правила Кабинета министров и ждет одобрения правительства.

 

 Это должно решить проблемы тех пациентов, кто «недостаточно болен» для неотложной помощи, но нуждается в быстрой диагностике и коррекции лечения.