Крещению Руси – 10305

Крещению Руси – 1030
28 июля все православные храмы мира объединила волна праздничного колокольного звона, прозвучавшего в честь 1030-летия Крещения Руси, – события, во многом определившего ход российской истории.  

«Восприняв свет Христовой истины от Константинопольской церкви и возродившись от Духа Святого в водах Днепра, наши предки создали великую цивилизацию, распространившуюся от Черного моря до полярных широт Арктики, от Балтийского моря до Тихого океана. Сегодняшнюю годовщину празднуют на всей этой необъятной территории, в разных городах и государствах…» – говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече в московском Даниловом монастыре.  

 

28 июля в Юрмале (Дубулты), в храме равноапостольного князя Владимира – крестителя и просветителя Руси, прошло торжественное богослужение. Божественную литургию совершил Предстоятель ЛПЦ, митрополит Рижский и всея Латвии Александр. По окончании молебна огласили Послание Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ архипастырям, духовенству и верующим по случаю празднования славного 1030-летия. (Отметим, что храм, в котором проводилось богослужение, построен в 1867 году.)

 

Начало православию на территории Латвии было положено в XI веке. В это время  данниками Руси становятся Кокнесе и Ерсика, упоминаемые в русских летописях как Кокне и Яр Руско. В книге «Koknesse» (1988) Янис Блесе пишет, что русские жили в деревянном кокнесском замке еще в XI столетии, несомненно, что они уже были крещены, а значит, должны были иметь свой храм. Что до столетия XII-го, то строительство православных храмов на территории нынешней Латвии в это время было делом привычным. Русские закреплялись в городищах на Даугаве, вместе с этим в подвластных им местах закреплялась и вера. Утверждают, что именно благодаря православию латышский язык обзавелся такими словами, как как svēts («святой»), baznīca («божница»), grēks («грех»), svece («свеча») и др. В начале XIII века крестоносцы захватили Ерсику; согласно описанию немецкого хрониста Генриха, в этом городе оказалось несколько православных храмов, которые крестоносцы нещадно разграбили. 

 

В 1582 году через Латвию в Россию проезжал представитель Папы Римского Антоний Поссевино. В Илуксте он, как духовное лицо, решил провести службу. И обнаружил, что ему не перед кем проповедовать – в ливонском поселении проживали одни православные. 

 

Минул еще век. В Курляндии в 1670 году герцог Екаб пожелал основать новый город Якобштадт (Екабпилс). И вновь оказалось, что значительная часть населения – православные. В итоге просвещенный герцог разрешил построить в городе православный храм и даже подарил для этого лес. Так в Екабпилсе появились православная церковь и Свято-Духов монастырь. Пятнадцатью годами ранее православная церковь была построена в Динабурге (Даугавпилсе). Во время Первой Северной войны город был взят войсками царя Алексея Михайловича, который и повелел возвести здесь храм во имя Бориса и Глеба.

 

По-видимому, храм был упразднен после возвращения Динабурга Польше (1667). На сотни лет раньше каменный православный храм появился в Риге. Он строился с одобрения магистрата, католического Рижского архиепископа – Ливонский орден не возражал. Как такое могло быть? Да, видимо, без сотрудничества с православными землями Руси Рига не смогла бы существовать как крупный город. Крестоносцам приходилось смиряться с многонациональностью и мультикультурностью Риги. Притом что католицизм, поддерживаемый поляками и литовцами, занимал главенствующие позиции, историки отмечают, что на территории Латвии западные и восточные христиане сосуществовали достаточно мирно. Все понимали: торговля между Западом и Востоком – один из важных источников дохода жителей, отсюда и религиозная терпимость. 

 

Однако говорить о вселенской любви между представителями разных религий было бы преувеличением. Конфликты случались (да и войны шли под религиозными знаменами). Тем не менее религиозные противостояния такого уровня, как во Франции, Англии, Германии и других странах Европы (XVI—XVII), обошли территорию Латвии стороной. 

 

В Средние века русские жили на многих улицах Риги, имели лавки напротив Дома Черноголовых, владели домами в черте города и землями под Ригой. Храм Св. Николая Чудотворца веками был духовным оплотом русских рижан. Этот храм был независим от местных властей – священников сюда направлял епископ Полоцкий. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал епископ Александр (Заккис), первый православный епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру (1893–1899).

 

В 1921 году свт. Тихон даровал права широкой автономии Латвийской Православной церкви и назначил ее правящим архиереем архиепископа Иоанна (Поммера) с титулом «архиепископ Рижский и Латвийский».

 

В настоящее время на территории Латвии действует 120 православных храмов и два монастыря  – Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь и Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Риге с филиалом в Спасо-Преображенской пустыни недалеко от Елгавы.