Комендантский час на озере Большие Стропы6

Комендантский час на озере Большие Стропы
Городские рыбаки по-разному относятся к принятым недавно правилам лицензированной рыбной ловли на озере Большие Стропы. Газета «СейЧас» выслушала аргументы несогласных и попросила комментарий у представителя Управления коммунального хозяйства – именно эта структура разрабатывала правила и будет следить за их выполнением.

О новых правилах лицензионной рыбной ловли на озере Большие Стропы мы рассказывали не раз. Отдельные их пункты вызывают недоумение среди бывалых рыбаков. Например, возраст, с которого лицензия выдается бесплатно. Сначала предлагалось установить его с 65 лет, затем депутаты остановились на рубеже в 62 года. Газета «СейЧас» тщетно пыталась выяснить в Думе, почему 62, а не, например, 61 или 60 лет. Правила принимались в 2015 году, а в этом году пенсионный возраст составляет уже 62,5 года, а не 62, так что привязкой к пенсионному возрасту это правило объяснить нельзя. Тем более что среди рыбаков много людей, вышедших на досрочную пенсию или пенсию по выслуге лет.


Также рыбаки жалуются, что, согласно новым правилам, запрещается ловить рыбу в темное время суток. «Я гипертоник, и летом, в жару, могу поехать на озеро только в самом конце дня, ближе к ночи. И тогда так хорошо там: поплавок, тишина, сидишь в лодке и ловишь себе тихонько. А тут какой-то комендантский час в Стропах решили ввести! Почему нельзя будет рыбачить ночью?» – задается вопросом один из наших читателей.


Технический директор Управления коммунального хозяйства Теодор Биндерс подчеркивает, что новые правила предполагают право на рыбную ловлю за час до рассвета и в течение часа после заката. Так что фактически летом, когда дни длинные, исключается короткий промежуток времени в несколько часов. А вот осенью, конечно, этот запрет ощутимее, ведь темнеет довольно рано. Как показывает анализ правил лицензированной рыбалки на озерах Латвии, проведенный в 2013 году, в 46% Положений предусмотрен запрет на рыбалку в темное время суток. При этом лишь в редких случаях этот запрет обусловлен некими объективными факторами – опасность водоема, потребности представителей местной фауны (у некоторых озер, например, гнездуются охраняемые виды птиц, и организаторы лицензионной ловли решают не беспокоить их по ночам). Чаще всего тот, кто отвечает за лицензионную ловлю, банально не в состоянии обеспечить контроль за выполнением правил ночью, поэтому вводит соответствующий запрет. Судя по всему, так произошло и в случае с озером Большие Стропы. «Есть мнение, что именно под покровом ночи развивается браконьерство», – заговорщицки сообщили нам в Думе.


Кстати, подобных странных запретов в Латвии немало. Например, на озере Саука (между населенными пунктами Виесите и Нерета) можно рыбачить мало того что лишь в светлое время суток, так еще и только с определенных лодок – тех, которые принадлежат организатору лицензионной ловли или хозяевам берегов озера. То есть мало того что лицензия платная, так еще и лодку надо в аренду брать. А есть в Латвии два озера, где даже при наличии лицензии вообще нельзя рыбачить с лодки. Что касается присуждения скидок или льгот, то здесь тоже наблюдаются разные подходы. Возраст пенсионеров на разных озерах определяется по своей методике.


При этом в некоторых случаях местным жителям определенного возраста дают лицензию бесплатно, а жителям других самоуправлений – уже нет. Благо это не случай Больших Строп: здесь нет привязки по месту жительства. Однако министерства исправно согласуют такие правила и позволяют воплощать их в жизнь, видимо, не считая подобные их пункты дискриминационными.


Но, например, даугавпилсский рыбак со стажем Евгений Семенов восклицает: «Это форменное ущемление прав человека! Как можно запретить рыбалку ночью без особых на то оснований?!» Во время разработки правил лицензионной ловли Евгений, как он сам говорит, «отвоевал» для себя и своих товарищей бесплатные лицензии с 62 лет. Еще бы пункт о ночной рыбалке отменить – вообще было бы хорошо. Тем более что общие правила Кабинета министров об организации рыбалки не предусматривают такого ограничения, и, как было сказано выше, примерно лишь каждые вторые правила о рыбной ловле содержат подобный пункт. Однако пока желания изменять только что принятые правила среди депутатов Думы мы не заметили.


Есть еще спорные моменты. Вот, к примеру, почему запретили ловить раков? Ведь когда их много, они не только падалью питаются, но и икру уничтожают. Представитель УКХ Теодор Биндерс в ответ на это отмечает: «Лаборатория BIOR, которая исследовала озеро, за двое суток выловила только одного рака. Соответственно, мы сделали вывод, что раков здесь мало. Потому и ввели запрет. Как только их станет много, разрешим их ловить по лицензии».


Говоря о планах УКХ запустить в озеро в этом году 40 тыс. мальков щуки, некоторые рыбаки скептически указывают, что «часть сдохнет, а часть съедят взрослые щуки». Но технический директор УКХ акцентирует: «Мы собираемся запускать мальков по 100-200 г весом, у них выживаемость, в отличие от личинок и 10-граммового малька, 99%».


Фактически правила о лицензионной ловле еще даже не вступили в законную силу, но уже вызвали немало споров и пересудов. По самым оптимистичным прогнозам, в этом году может быть продано не более 100 лицензий. Но есть пример озера Сална, куда раньше тоже мало кто ездил, а теперь рыбаки едва ли не паломничество туда открыли. И ведь лицензия платная, и лодку надо брать в аренду, но там много рыбы и есть порядок. В перспективе так будет и у нас.