Двинск глазами путешественников. Часть 2: «Приезжайте сюда летом!»

Двинск глазами путешественников. Часть 2: «Приезжайте сюда летом!»
Приходит лето, когда каждый стремится побыстрее взять отпуск и уехать куда-нибудь отдохнуть. Много таких отдыхающих путешественников прибывало и в Двинск в начале прошлого века. Вот впечатления от города одного туриста, напечатанные в газете «Двинский Листок» летом 1903 года...

«Первое, что мне бросилось в глаза: перед купальнями толпа. Подростки и взрослые господа лезут на столбы, на деревья. «Что случилось? – спрашиваю. – Утопленник, что ли? – Ну, мы в купальню смотрим, - кто-то отвечает. – В женскую. Интересные сюжетцы попадаются. Гы…

 

- И как вам не стыдно, - говорю. – Мальчишки, а такими пакостями занимаетесь. Вот я сейчас городовому крикну. – Кому же пакостями и заниматься, как не нам на каникулах? – отвечают. – Да вон и большие смотрят.

 

«Метлой бы их, метлой, мошенников», - как говаривал мой хороший знакомый офицер. Отправился дальше, к железнодорожному мосту. Купающихся десятки. Наверху дамы гуляют и зонтиками закрываются, а внизу ржут, гикают, чихают и фыркают тела человеческие. Вечером по совету местных оказался в местечке под названием Погулянка. На пристани без особых, гербовым сбором оплаченных прошений, предоставили мне право за свои денежки до этой самой Погулянки на пароходе доехать. Там происходило грандиозное гуляние и удалось оно на славу. В буфете была оживлённая торговля. Спросил себе 2 рюмки водки и закусочки. Сел на траву, жую, музыку слушаю. И всё было бы хорошо, если не администрация курортного заведения. Удивительно, какие часто попадаются в таких местах администраторы: иной себя турецким султаном вообразит и готов всякому «секир-башку» сделать… Когда стемнело, фейерверк зажгли. Занятно и феерично: погуляли местные и помощь недостаточным оказали».

 

Двинск глазами путешественников. Часть 2: «Приезжайте сюда летом!»
Другой путешественник через столичную газету «Сегодня» жаловался на «транспортно-перевозочный кризис в Двинске»:

 

«Из Двинска в Гриву жителям разрешается ехать только на пароходике. В обратном же направлении пароходик уныло пробирается через Двину без пассажиров, с одним лишь капитаном и машинистом. Всем же, имеющим надобность попасть в Двинск, предоставляется право ехать только в лодках, которые черепашьим ходом ползут к двинскому берегу, проделывая большие заезды, чтобы не быть снесёнными быстрым течением дальше того места, где им положено причалить к берегу.

 

А вот с подводами дело обстоит ещё хуже. Обычных паромов нет и, кажется, не скоро ещё они будут. И все подводчики, среди которых большинство крестьяне, вынуждены делать крюк, пользуясь услугами железнодорожного моста, стоящего в стороне от Двинска. Вся эта нелепица происходит от того, как рассказывают местные жители, что переправой на левом берегу Двины ведает гривское городское самоуправление, а на правом – концессионер двинской городской управы, которые между собой не поладили. В результате тысячи жителей терпят ненужные мытарства и лишены даже права выбора того или иного способа переправы через Двину.

 

Но пришедшая в расстройство переправа через Двину – это ещё полбеды. Хотя и с большими неудобствами, но всё же сообщение одного берега с другим поддерживается. А вот что будет со Стропами и Погулянкой, излюбленными двинчанами и приезжими дачными местностями, сезон в которых должен открыться со дня на день?».

 

Двинск глазами путешественников. Часть 2: «Приезжайте сюда летом!»
Погулянка было излюбленным местом отдыха русских туристов. Приезжали сюда и из Европы. В 1930-е годы запущенный в послевоенные годы курорт начали возрождать. Погулянку переименовали в Межциемс. А Даугавпилс по-прежнему и по старинке продолжали называть Двинском.

 

«Тонущие в зелени смешанного леса домики Межциемса поражают, прежде всего, характерным старинным стилем, - писала в газете рижская журналистка, приехавшая сюда из столицы на отдых. - Резные, ажурные коньки крыш, деревянные «кружева» карнизов, резные наличники и ставни на окнах – всё это придаёт Межциемсу особый дух и стиль. Инициаторы нового благоустройства курорта с большим вкусом вливают в эту старую форму новое содержание. На самом берегу протекающей рядом Даугавы стоит здание гостиницы, которой, как видно, суждено стать «Кемерской гостиницей» Латгалии. Внешне её здание не отличается ничем особым от тех краснокирпичных зданий, количество которых так велико в Двинске. Между прочим, лишь тут удалось выяснить секрет пристрастия двинчан к красному кирпичу.

 

- Завод был кирпичный, неподалёку в Калкунах, - объясняет производящий перестройку подрядчик. – Замечательный выделывал кирпич, красный да гладкий – словно струганный. Вот все и строили. Теперь и секрет этот утерян.

 

Но если стены здания снаружи напоминают о мастерстве калкунских кирпичников, то внутри всё оно отделывается совершенно заново. Удивительное впечатление производят его коридоры и комнаты даже ещё теперь, в неготовом виде. В них, их линиях, мягких арках дверей и сводчатых окон что-то удивительно напоминает Елгавский или Рундальский замок в миниатюре. Вид на Даугаву и на лес в рамке этих окон – завораживающий пейзаж. И, что самое замечательное, - при всей этой атмосфере поистине «кемерские» удобства: комнаты с проточной холодной и горячей водой, ваннами, электричеством и прочими прелестями. Теперь раз и навсегда отпадает вечное возражение тех, кто, желая поехать в Латгалию на отдых, пугался примитивных условий латгальской жизни. Дай бог всякому взморскому пансиону приобрести хоть когда-нибудь долю тех удобств, которые имеются в Межциемсе.

 

Рядом с гостиницей уже готов деревянный павильон летнего ресторана. Сама гостиница открывается 1 июня. Кипит работа. Строится спортивная площадка. На «главной площади» у остановки автобусов, связывающих Межциемс и Двинск ремонтируется длинное одноэтажное здание – Армейский Экономический магазин. Всё готовится к приему гостей. У выезда на шоссе, на крутом берегу Даугавы – стайка ребятишек.

 

- Приезжайте к нам летом!

 

Разве не постарается каждый воспользоваться таким приглашением?»