Хорошо когда кому-то плохо7

Хорошо когда кому-то плохо
Продовольственное эмбарго, введенное Россией для стран Запада, было воспринято россиянами как общенациональная мистерия. Общество на подъеме. Ура! Есть враг, а значит, есть чем занять мозги.

 

Интерлюдия была простой, даже немного вычурной – в европейской (и латвийской) пищевой продукции нашли вредные бактерии. Кушали-стряпали с десяток лет, теперь нашли. Браво санитарным экспертам, быстро отреагировали. Ну а потом уже и открыто провозгласили – нам ваши яблочки не нужны. В принципе, такой расклад дел ни для кого не является катастрофическим, за исключением, может быть, нескольких крупных польских и литовских пищевых магнатов и их работников. Но смущает то, как это все преподносится и какими комментариями сопровождается.

 

Русскоязычные СМИ стран СНГ и Балтии в этом отношении поражают своей прямолинейностью, подбирая материалы о том, как же теперь будет страшно жить в Латвии.

 

Величие сельского хозяйства Латвии


Прогнозы о том, что российский запрет на сельхозпродукцию обанкротит страны Балтии нельзя не назвать очень смелыми. В Латвии уже более пяти лет депрессивно завывают о том, что в стране нет почти никаких перспектив для крупного и среднего сельского хозяйства – все решают квоты от ЕС.

 

Хорошо когда кому-то плохо
Если вы хотите выращивать и продавать что-то, что уже находится в европейском товарообороте, то у вас будут две возможности: или обанкротиться и спиться (а перед этим продать все, погасив долги) или «сидеть на земле», то есть получать деньги за то, что вы ничего на ней не выращиваете. Это называется компенсационной политикой. Работает она довольно криво, хотя кого-то и устраивает. С чисто экономической точки зрения такие «шелковые ограничения» имеют ужасный эффект, ведь они не стимулируют конкуренцию, прогрессивное мышление, введение инноваций и поиск незанятых/мало разработанных сегментов рынка.

 

И вот, на всем этом фоне выплывают красивые буковки «капец Латвии – ей больше нечего продавать». Наверное, подобные утверждения имели бы свой вес при упоминании о Литве, но никак не Латвии. Литовцы вообще-то молодцы, экономика у них не похожа на одноногого динозавра, но сильный крен продуктовой отрасли может серьезно подпортить нервишки нашим южным соседям. В Латвии же доля всего экспорта продуктов питания составляет чуть более 5% (по данным за 2012 год).

 

Три фактора пайкового эмбарго


Собственно, почему именно съестное оказалось главным контраргументом РФ на европейские санкции? На самом деле, объяснить это не так и сложно. Во-первых – сезон. Август на дворе как-никак. В России и своих овощей и фруктов хватает. Наверное, поплачут некоторые гурманы, что сыра им французского по утрам не покушать. Но в ближайшие 2-3 месяца установленное эмбарго почти никак не повлияет на российский рынок.

 

Хорошо когда кому-то плохо
Во-вторых, яблоки это вам не станки токарные, или смартфоны какие. Их компенсировать проще, и удар по собственным торговым связям минимален. Тут уж мистер Путин все продумал достаточно умело (точнее придумали министры и их мозговые центры). И при нынешних санкциях торговля между ЕС, США, Канадой и Россией сокращается лишь на 3-4%. Нефть, ископаемые, механизмы, техника (но не военная), медикаменты и прочее – все это продолжает находиться в международном обороте. Меры, в сущности, приняты очень мягкие. Но есть одна великолепная деталь…

 

В третьих, запрет на продукты питания сильнее всего бьет не по Германии, Франции или Англии, а по буферной зоне России, постсоветскому пространству. Не считая, конечно, солидарную Беларусь. Это и объективный результат российских ограничений, и отличный повод ещё раз закидать Прибалтику словестными какашками. Правды ради нужно сказать, что коль не научились производить ничего кроме шпрот и молока, то это исключительно латвийская проблема.

 

Но во всем этом есть гениальный баланс, который по-прежнему сохраняется между Россией и Западом. Запад минимально страдает от ограничений, но остается молодцов в лице своего электората. Россия минимально страдает от уменьшения объемов поставок, но показывает красивейший оскал благодаря проблемам ближайших соседних стран-экспортеров. И рейтинги Вовы вырастают до рекордных отметок. В сущности, делаются мнимые удары. Но Восточная Европа в синяках.

 

Потому-то посол России в Латвии Александр Вешняков может выдавать фразы вроде «Латвия играла заметную роль в продвижении санкций». О, да. Латвия вообще сверхдержава. Ещё недавно нашу страну сравнивали с собачкой Моськой, которая вякала на слона, а он шел себе и шел. Наверное, сегодня более корректно перефразировать басню: «Не столь уж Моська и мала, раз обращает на себя внимание слона».

 

Конечно, фарс. Но кому-то он на руку.

 

Санкции – это популярно


Опять-таки, врубаем мозги. Первоначально санкции ЕС и Америки не означали ничего кроме блокировки продаж оружия и спутниковых технологий для Российской Федерации (март-май). И в этом было здравое звено – мы не даем вам оружие, которое вы потом можете передать ополченцам на востоке Украины. Сплавляйте им свою продукцию, пожалуйста, а то потом окажется, что боевиков спонсировал Европарламент, сионисты, масоны и прочие фантастические лица. Ведь любую конфликтную ситуацию можно вывернуть наизнанку. То же касалось и персон «черного списка» - около 50% из них были и остаются крупными шишками из Крыма, ДНР и ЛНР. Остальные – главы крупных российских корпораций, которые могли иметь причастность к финансированию черно-оранжевых боевых группировок. Википедия, конечно, не самый толковый ресурс, но все же: читаем хронологию санкций.

 

Не продавать кому-то оружие, разве это большое преступление? Но СМИ работало в одном направлении, и вещало не о ружьях, пулеметах и бомбах, а о вредоносных САНКЦИЯХ. Важно вбросить слово, а люди уж потом сами додумают, какой именно смысл в него вкладывать.

 

На санкции можно смотреть с очень разных точек зрения. Их можно расценивать и как плацдарм для нового железного занавеса (пока его можно называть «глюкозным занавесом»), и как хорошую встряску для экономик развивающихся восточноевропейских стран, которым придется задуматься о том, как действовать в сложившейся ситуации. Некоторые, долго не думая, уже запросили компенсаций у ЕС. Что и сказать, достойный уважения политический жест – стоять с протянутой рукой. Но даже 400 млн. евро, которые возможно будут отпущены на подобные цели, вряд ли смогут возместить ущерб от идиотизма и позерства наших чиновников.

 

Нынешняя ситуация окажется также испытанием для самой России. Обещание контролировать рост цен на продукты было высказано многократно.

 

Вот только какие меры будут приняты во избежание наценок, это большой-большой секрет. Многие аналитики уже шутят: «возвращаемся в Советы», - если так пойдет, то будут подпольно спекулировать французскими булочками и хорошим вином. Пока рост цен ещё незаметен, но через пару месяцев некоторые продукты могут подорожать на 15-20%. Конечно, к выполнению продовольственных поставок может подключиться Белоруссия, Сербия и Турция. Хотя кто их знает, этих турок, с их прямыми президентскими выборами и влиянием Европейского Союза, который для наращивания союзников может предложить жителям Малой Азии вступление в ЕС (что маловероятно, но рычажок имеется).

 

Выборы is coming 

 

Хорошо когда кому-то плохо
Говоря о международной арене, то тут много чего не добавишь: территории расширять – невыгодно, эмбарго вводить – невыгодно, мозги друг другу напрягать – очень невыгодно. Возможно, в краткосрочной перспективе Россия может что-то и выиграет от санкций, но в долгосрочной – не выигрывает никто. Тем более, все эти палки в колеса локальных экономик могут в один день приесться бизнесменам, у которых сегодня совсем иное влияние на мир.

 

Конечно, в той же РФ приближенных к правительству бизнесменов хватает, и они с отмаха пробивают себе лобби. Но вот что с другими? А другим игры политиков могут просто надоесть. И пока половина россиян считает, что у них стало больше внешних врагов и от этого их стали больше уважать на Западе, некоторые мастера зарабатывать деньги могут попросту уехать из России и перекинуть свой капитал на офшоры или европейские банки.

 

А у нас на носу выборы. Дело скучное, но ответственное и для некоторых политиков очень тревожное. Станут ли латвийцы голосовать за крикливых дядь и тёть со склонностью к попрошайничеству - покажет время. Но, наверное, неплохо было бы позабивать Имя_Фамилию каждого кандидата в Google и посмотреть, как он вел себя с начала этого года. Может тогда в Сейм сядут хоть и не самые умные, зато самые скромные. И послы на них пальцем тыкать не будут.

 

Шутка недели:


- Почему Россия и Запад не могут сесть за стол переговоров?
- Потому что из-за санкций стол на таможне застрял.