Трагедия в Золитуде: год спустя

Трагедия в Золитуде: год спустя
Прошел ровно год. Неизвестных знаменателей в «уголовном уравнении» стало ничуть не меньше, но следователи и группы экспертов до сих пор пребывают в раздражающем всех молчании.

 

После того, как гнойники халатности, невежества и безответственности были вскрыты, воздух накалился страстью справедливости, и на какое-то время общество даже проявило невиданный доселе уровень сплоченности. К сожалению, первобытный механизм «общего врага» так и не был запущен в полной мере, так как уже в этом, 2014 году, внимание людей переключилось на более обыденные проблемы вроде перехода на евро и новых коммунальных тарифов. В настоящее же время? наиболее актуальным стало восклицание о том, почему темпы расследования одной из самых страшных «бытовых катастроф» Европы остаются столь издевательски медленными?

 

Обвиняемая группа №1. Персонал и главы «MAXIMA Latvija»


В принципе, эта группа уже сумела выкрутиться как в глазах следователей, так и в глазах потребителей, большинство из которых даже не рассматривали вариант устроить бойкот этой торговой сети хотя бы до конца прошлого года. В свою очередь представители правовых структур уже через несколько месяцев переключились с управляющих «MAXIMA» на инженеров, проектировщиков и строителей всех мастей. Этому косвенно способствовало и поспешное принятие Закона о строительстве, и ужесточение закона о строительных ошибках, повлекших к смерти людей (правда, без обратной силы). Судя по всему, пощипать за бородку литовских воротил вряд ли удастся, да и общественная критика золитудского инцидента в этом отношении уже снизошла до банального «работаем много, платят мало, условия - каторга». И да, кстати, в этом году прибыль сети может превысить 20 млн. евро. Смешно и больно слушать, но часть из этих средств компания намерена потратить на реабилитацию доверия покупателей и сотрудников. Одним словом, колбаса по акции каждую пятницу.

 

Аналогия: если вы заказываете у конструктора самолет, а он падает и на взлетной полосе оказывается 54 трупа, то глава аэропорта вряд ли может быть назван главным виновником происшествия. Однако при этом диспетчеров стоит просветить под экспертно-юридическим рентгеном. Воющая  сигнализация в «MAXIMA» и спокойная покупка гречки – это нарушение правил пожарной безопасности, кто бы там чего в подвале здания не делал. Менеджеры бывшего т/ц в Золитуде пока ещё не могут вздохнуть с облегчением.

 

Обвиняемая группа №2. Чиновники и Стройуправление города Риги


Эти ребята законы пишут, но получать нагоняй по этим законам – не барское дело. Теоретически, учитывая фактор лобби, число подозреваемых можно увеличить в разы, но проверить связь чиновников разных структур с делами строительных ведомств представляется очень уж утопической задачей. Тем более что жена/сын/дочь/сосед, также сидящие в мягких креслах, вряд ли помогут выявить нерадивых служащих госаппарата. Стоит отметить, что ввиду минимальных изменений в Сейме после нынешних выборов вероятность нахождения виновных в государственном секторе стала ещё менее реальной.

 

Однако же, представители власти хотят показать бурную деятельность и уже создают дополнительную и абсолютно ненужную комиссию по делу о Золитуде (с которой рядом приплясывает комиссия Citadele). На самом деле подобные бессмысленные комиссии в истории свободной Латвии создавались уже ни раз – правительственные группы разбирали по косточкам Latvijas Krājbanka, Banka Baltija, Parex banka, законность приватизации Latvijas Unibanka и Latvijas Krājbanka, кредиты G-24 и даже финансы скользкого Э.Репше. Про знаменитую комиссию по подсчету урона от оккупации и её зашкаливающий КПД лучше вообще промолчать. По-видимому, у всех этих начинаний имеется лишь две явные цели. Во-первых, создать новые рабочие места для близких и знакомых. Во-вторых, втюхнуть нужных людей в нужное дело с целью слежки за процессом работы тех инстанций, которые имеют непосредственное отношение к разбору происшествий. Скорее всего, трагедия в Золитуде не окажется исключением.

 

Обвиняемая группа №3. Компании Re&Re и Homburg Management


Трагедия в Золитуде: год спустя
Казалось бы, у этих ребят должна земля под ногами гореть, но нет! Homburg Management действительно несет убытки, но расформировываться пока не планирует. А вот правление Re&Re оказалось со стальными нервами – работают, строят, реализуют миллионные государственные проекты в Риге, Олайне и Салдусе. Кстати, свой циркуль и шпатель эта компания приложила и к реставрации Национального музея искусства. Застрахованы ли Розенталь, Рерих и Пурвитис от веселой руки маляра? Ведь Рижский замок, со всеми его реликвиями, уже успел погореть в период работ Re&Re…

 

В данный момент единственным реально оштрафованным лицом является некий Виктор Иванов, глава фирмы «Monce», которая занималась установкой металлических конструкций в супермаркете. Однако штраф в шесть минимальных зарплат (1920 евро) был предъявлен по факту подделки не самой ключевой подписи.

 

Промежуточные результаты


Что мы имеем на сегодняшний день?


Трагедия в Золитуде: год спустя
1)    Общий денежный фонд пожертвований, осуществленных через платформу ziedot.lv, составил почти 1,5 млн. евро; финансовую помощь получили 199 человек. Не исключено, что эта благотворительная акция оказалась второй по масштабности после сбора средств на Памятник Свободы в 1931 году.

 

2)    «Золитудское расследование» ведется сразу в нескольких направлениях, причем применение уголовного преследования возможно и по отношению к производителям строительных элементов, закупленных для т/ц «MAXIMA». Генеральный прокурор Латвии Эрик Калнмейерс полагает, что информация о конкретных подозреваемых может быть оглашена ещё до конца этого года.

 

3)    Создано Бюро по контролю за строительством, активная фаза работы которого наступит уже в следующем году. Правда встает резонный вопрос: есть ли гарантии того, что инспекторы из бюро также не захотят экономить время, выставляя быстрые подписи?

 

4)    Трагедия «обрастает» культурой – уже издана памятная открытка, планируется снять два фильма и построить на месте обвала торгового центра мемориал.

 

Так чем же вызваны медленные темпы расследования? Все же, объективности ради, стоит согласиться с мнением многих следователей и представителей экспертных групп  - даже нечаянное упоминание некоторых имен до момента непосредственного составления списка обвиняемых может позором лечь на абсолютно невиновных людей. В то же время снискать антипатию людей невиновных, но влиятельных, совсем не хочется.

 

Расследование длится уже год. Это много или мало? Наиболее близкий по многим параметрам случай обвала крыши супермаркета в польском городе Катовице, произошедший  в январе 2006 года и повлекший за собой смерть 65 человек, расследовался почти два года. Хотя поляки, прекрасно понимавшие важность создания показательного дела, держали под стражей ответственных лиц - управляющих супермаркетом - дольше трех месяцев, а три проектировщика были арестованы уже через пять месяцев. Так что, судя по всему, латвийское правосудие все же буксует. К слову, самым худшим исходом данного дела по-прежнему может оказаться аккуратное «уравнивание вины» - всех штрафанут на n-ное количество тысяч у.е.

 

Станет ли оглашение виновных подарком для латвийцев на Новый год? Такая вероятность существует. Наверняка для многих родных, чьи родственники погибли под обломками торгового центра в Золитуде, открытка из прокуратуры Латвийской Республики с конкретным именами окажется более желанной, нежели пожертвования, пусть даже идущие от чистого сердца.