Гласность с мелом в руке3

Гласность с мелом в руке
На днях правительство все же решило утвердить инициативу по публикации зарплат педагогов в интернете вместе с их именами и фамилиями. Как это ни странно, но отношение общественности к этой идее оказалось весьма неоднозначным.

 

Были ли в действительности высказаны обещания по повышению зарплат учителям до октябрьских выборов? Лаймдота Страуюма говорит что нет, и, если приглядеться к предвыборной программе «Единства», то вроде даже и не врет. Далее, «Национальное объединение», – такого тоже не обещали (хотя был забавный пункт о том, чтобы предоставить детям возможность обучения латгальской письменности). «Зеленые и Крестьяне» – да, такой пункт был. «От сердца для Латвии» - нет, и «Объединение Регионов» - тоже нет. В результате, 55 представителей коалиции из 76 имеют право смело состроить мордочку и сказать, что и знать не знают о каких-либо обещаниях. Хотя, если копнуть поглубже, то в отдельных интервью с потенциальными депутатами высказывания о поднятии зарплат учителям все же проскальзывали.

 

Великая проблема реальной зарплаты


Около пяти лет назад многострадальный хакер Нео наделал шуму в связи со взломом государственной службы доходов (VID) и распространением данных о зарплатах представителей касты чиновников. Несмотря на то, что ему удалось выловить пару интересных фактов и указать на непомерно высокие доходы представителей самоуправлений, уже тогда почти вся добытая им информация могла быть найдена и на публичных сайтах соответствующих структур.

 

Сегодня же многие ревнители справедливости настаивают на том, чтобы наряду с обнародованием данных о зарплатах педагогов была также предоставлена информация о доходах лиц занятых на других государственных работах. Чиновники – вопрос отдельный и больной, но как дела обстоят, например, с полицейскими или работниками тюрем? Оказывается, все очень даже прозрачно и для полицейских, и для пожарных, и для надзирателей всех мастей. Фамилии, имена, и кровные у.е.

 

Единственный минус – данные на соответствующих сайтах обновляются не слишком часто, а с задержкой в 1-2 месяца.

 

Что же слуги народа? Достаточно детальная информация о зарплатах и компенсациях депутатов и рядовых служащих (аренда, топливо, дрова) есть на официальном сайте Сейма. При надобности, можно порыскать и на других ресурсах или поднять пыль с газет вроде Latvijas Vēstnesis, где периодически появляются столбики с депутатской недвижимостью и машинками. Конечно, для рядового латвийца все эти цифры кажутся ненастоящими и показными, отражающими лишь верхушку «денежного айсберга». Причем, этот взгляд применяется и в рассуждениях о зарплатах полицейских (взятки, вещдоки), врачей (подарки) и конечно учителей (внешкольное репетиторство). Но тут мы уже сталкиваемся с фактором теневой экономики и нам приходится признать, что почти каждый второй житель Латвии использует те или иные схемы для уклонения от выплаты налогов, для экономии бензина, покупки акцизных товаров и т.д. Как в таких условиях рассчитать «самую-самую реальную» зарплату служащих госсектора? Вообще-то, никак. Эта идея является утопической даже для менее коррумпированных стран мира.

 

Брутто это круто

 

Корректировку закона об образовании приняли действительно очень быстро, но чем это было обосновано? По-видимому, был включен традиционный политический механизм «демонстрации кипучей деятельности». С одной стороны, теперь будут нужны дополнительные «элитные рабочие места» и статистов может понадобиться не один десяток. С другой стороны, благодаря публикации персональных данных, может повернуться вектор проблемы – начнут говорить о разницах доплат по стажу, о работе одного учителя в нескольких учебных заведениях, о различии в доходах гимназий и средних школ или школ нацменьшинств и тех, где преподавание ведется только на государственном языке. И пожалуйста – готова почва для новых реформ, не требующих увеличения брутто-зарплат. Лучший сценарий для парламентариев и Министерства образования, уже много лет раздувающего мыльные пузыри великих реформ.

 

Существует ли вероятность того, что данные о рабочем доходе скажутся на внутренних отношениях в учительском коллективе? По мнению самих учителей, такой сценарий вряд ли возможен, так как проработав в школе 10-15 лет все и так имеют представление о толщине кошелька своих коллег. Для некоторых таблички с цифрами окажутся хорошим поводом поразмышлять об окладе педагога в том или ином городе, но не более. И даже в том случае, если вскроется, что деньги не всегда «следуют за учеником» это не станет какой-либо большой сенсацией.

 

Учитель – это может звучать гордо


Так сложилось, что материальное положение в нашей стране имеет особо болезненное значение, и чтобы попасть в категорию мистического «среднего класса» приходится сначала платить здоровьем, нервами и нормальным человеческим отношением. Деньги не решают все, но дополнительные 100-200 евро могут служить прекрасным стимулом для тех, кто мечтает о жизни без смс-кредитов и походов в гуманитарные магазины (если вы только не адепт анти-потребительской философии, разумеется…). Но почему нельзя посмотреть на вопрос о достатке педагогов с другого угла?

 

Почему бы вместо скудной денежной прибавки не предложить создать вариант учительских привилегий? Бесплатный проезд в городском транспорте, возможность попасть к врачу без очереди, покупку канцелярских товаров по скидке. Да хотя бы бесплатный пропуск в зоопарки или талоны к массажисту/ в баню (чтоб стресс сгонять). Здесь есть пространство для реально осуществимых идей и для экономии средств со стороны государственной казны. Ведь пряник может быть не только плоским и бумажным…

 

Рассуждая о заработной плате педагогов, стоит помнить о том, что для многих учителей преподавание это призвание, а не просто чёрный труд. И потому они готовы смириться с идиотскими программами обучения, требовательными мамами-папами, быдлоподобными учениками и тем фактом, что посредственная фифа с третьей парты может за лето заработать в Риге/Юрмале/Англии столько же, сколько они получают на руки за учебное полугодие. Престижем здесь и не пахнет, а уважение приходит лишь через 10-20 лет, после того, как некий парниша осознает, что долбежка неправильных глаголов и вычисления пропорций действительно аукнулись и помогли ему в жизни.

 

Вывод напрашивается самый банальный – т.н. гласность и публикация зарплат учителей, это не соль и не сахар, а очередной удар по привлекательности профессии преподавателя.