Испуганный российский капитал потёк в Латвию?2

Испуганный российский капитал потёк в Латвию?
То, что в данный момент творится в России, сложно описать человеческим языком, хотя некоторым талантам, создающим хиты вроде «Х*ли ты ноешь?», все же удается уловить настроения широких масс. Но что же до богатеев и финансистов? Если верить цифрам, то в этом году они наконец-то посмотрели в сторону Латвии.

На протяжении последних десяти лет Россия стойко находилась на 5-6 позиции в списке внешних инвесторов Латвии (данные Lursoft). Ключевые позиции занимала Швеция, Голландия, Кипр и Норвегия – всё за счет перевода средств в уже существующие компании. Россияне же, напротив, переводили свои средства как частные лица, что косвенно намекало на высокий процент «мигрирующего», т.е. «серого» капитала. Но в этом году случилось нечто из ряда вон выходящее – россияне инвестировали в предприятия Латвии 235 млн евро и поднялись на второе место в топе внешних вкладчиков. Это самая крупная сумма вложений с российской стороны за все годы существования Латвийской Республики. И это при том, что 2016 год ещё не закончился.

 

Чьи это деньги?

 

Крупнейшим российским инвестором этого года и всех прошлых лет оказалось предприятие «Eclipse Petroleum Limited», вложившее этим летом в ООО JP Termināls (Рижский свободный порт) 160 млн евро. Следом за ним в списке закрепилось ПАО «Северсталь», которое перевело в ООО «Severstal Distribution» 52 млн евро – это, в свою очередь, третье по величине вложение за всю историю российско-латвийских инвестиций. Далее в списке числятся «частники-миллионщики». К сожалению, основная масса денег утекает в столицу, а не в регионы.

 

Если говорить о Даугавпилсе, то тут ничего утешительного сказать нельзя. Наш город занимает 11 место по объему внешних инвестиций в Латвии. Основными инвесторами были и остаются эстонцы, словаки и литовцы, в то время как россияне занимают лишь 4 позицию. Разница внешних инвестиций за девять месяцев этого года (ввод и вывод средств) составила - 69 тыс. евро, причем в прошлом году один лишь ЗПЦ «Ditton» просел по капиталу почти на 1 млн. EUR. Судя по всему, остается надеяться только на свободную экономическую зону.

 

Шанс или бандитское золото?

 

Грубо говоря, момент, когда Латвия могла схватить и умные мозги, и средства бегущих российских предпринимателей, не захотевших вступать в ряды «не ноющих россиян», уже упущен. По данным Банка России, в первой половине этого года отток капитала из РФ составил 10,9 млрд долларов, в то время как в прошлом году эта цифра достигла отметки в 53,3 млрд $. Это связано с тем, что самые чувствительные ребята уже успели перебраться в «тихие гавани», а внешние кредиторы компаний и банков России, взвинтившие в 2015-м требования по возврату долга, теперь уже немного успокоились. Одним словом, истерия закончилась, настало время для выживания.

 

У идеи привлечения российского капитала в Латвию, например, за счет тех же свободных экономических зон, есть и свой большой минус, о котором бесперебойно упоминают и толковые местные экономисты, и радикальные нац-патриоты – «российские деньги = бандитские деньги». Это отношение отражается и на общей картине бизнес-содружества, и на таких вещах как многострадальная программа ВНЖ. Стоит сказать, что самые раздутые басни в местных СМИ связанны именно с боязнью бандитских денег, ставящих репутацию Латвии в очень неловкую позу.

 

Планируемые налоговые льготы для СЭЗ в Латгалии (Резекне и Даугавпилс)

 

- Снижение ставки налога на прибыль с 15% до 3%;

- Снижение ставки налога на недвижимое имущество с 1,5% до 0-0,3%;

- Возможно - льготы по акцизному налогу на нефтепродукты;

 

Для настоящих бандитов СЭЗ – прекрасная возможность отмыть свои средства, введя миллионы у.е. под видом бизнес-вложений и вытащив их уже через пару лет. К сожалению, там, где властвуют большие деньги, надзорные органы практически бессильны. Так что в скором времени кто-то или получит толстый конверт с купюрами, или же станет тем, от честности которого будет зависеть судьба сотни латгальских работяг. И не стоит забывать про юрких ребят из Китая, которые основательно нацелились на Беларусь, и которых очень прельщает идея особых экономических зон.