Дорога к рабству протоптана…9

Дорога к рабству протоптана…
- Все эти журналы надо сохранить. Когда снова запретят, будем перечитывать, - сказала моя подруга Элка Гороховская, когда «Новый мир», «Октябрь», и «Иностранная литература» где-то в конце 80-х начали печатать то, что на протяжении долгих лет было недоступно. Мы и предположить не могли, что эту публицистику не надо будет запрещать, люди просто потеряют к ней всякий интерес. Знаете, какая статья попалась мне на глаза в киоске? «У Филиппа Киркорова в носу поседели волосы». Теперь это читают.

Но толстые литературные журналы до сих пор лежат на даче. В выходные, когда очередной дождь прогнал с лужайки, открыла первый попавшийся. Попался мне на этот раз Фридрих фон Хайек, «Дорога к рабству». Для сведения: этот экономист стал лауреатом Нобелевской премии, его работы были основой для политики Маргарет Тетчер. Очень просто и ясно он объяснил в 1944-м году, что тоталитарные режимы возникли не потому, что к власти пришли Гитлер и Сталин. А к власти дорвались именно они, потому что общество захотело устроить все по справедливости, дать всем примерно равные доходы. Кому интересно, прочитает. Меня поразил фон Хайек вот в этом отрывке.

 

«Есть три причины, объясняющие, почему такая относительно большая и сильная группа людей, обладающих общим сознанием, будет в любом обществе включать не лучших, но худших его представителей. И критерии, по которым она будет формироваться, являются по нашим меркам почти исключительно негативными. [...] Если мы хотим достичь единообразия взглядов, мы должны вести поиск в тех слоях общества, для которых характерны низкий моральный и интеллектуальный уровень, примитивные, грубые вкусы и инстинкты. [...] И если нам нужна по возможности многочисленная группа, достаточно сильная, чтобы навязывать другим свои взгляды и ценности, мы никогда не обратимся к людям с развитым мировоззрением и вкусом. Мы пойдем в первую очередь к людям толпы, людям "массы".[...] Однако если бы потенциальный диктатор полагался исключительно на людей с примитивными и схожими инстинктами, их оказалось бы все–таки слишком мало для осуществления поставленных задач. Поэтому он должен будет стремиться увеличить их число, обращая других в свою веру. И здесь в силу вступает второй негативный критерий отбора: ведь проще всего обрести поддержку людей легковерных и послушных, не имеющих собственных убеждений и согласных принять любую готовую систему ценностей, если только ее как следует вколотить им в голову, повторяя одно и то же достаточно часто и достаточно громко. Таким образом, ряды тоталитарной партии будут пополняться людьми с неустойчивыми взглядами и легко возбудимыми эмоциями. Третий и, быть может, самый важный критерий необходим для любого искусного демагога, стремящегося сплотить свою группу. Человеческая природа такова, что люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы — будь то ненависть к врагу или зависть к преуспевающим соседям, — чем на основе программы, утверждающей позитивные задачи и ценности.»

 

Пересказываю для тех, кому и полстраницы осилить лень. Объединить умных для того, чтобы сделать что-то хорошее – очень трудно, а вот поднять толпу против кого-то – запросто. «Для дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь.». Причем наврать надо непременно про «мироедов, которые забрали себе самый лучший кусок пирога». Как пишет Хайек, в фашисткой Германии для этой цели были выбраны евреи, но в принципе годится любая группа, главное, чтобы она имела какие-то отличия. И вот вам схема для выборов в России, в Латвии, в Даугавпилсе.

 

Что тут нового? А то, что дорога к рабству начинается с благих намерений все поделить поровну и по справедливости. А заканчивается тем, что к власти приходят негодяи.