Почему мы любим телевизионный мусор, или Феномен «Дом-2»5

Почему мы любим телевизионный мусор, или Феномен «Дом-2»

 

«Слушай, ты! Не я-кай, не крякай! У тебя проверялка-то выросла или уже отпала после выпитого?»

 

Лера Мастерко, участница телепроекта «Дом-2»

И это еще цветочки, по сравнению с тем, что за треш там происходит. Мне всегда было интересно, почему некоторые люди, даже с высшим образованием психолога, уже на протяжении многих лет смотрят такие «произведения искусства», как «Дом-2». Оказывается, это не только нормальное явление, но оно еще и часто встречается среди высокообразованных людей с тягой к культуре.

 

Испокон веков наша цивилизация жаждала «хлеба и зрелищ», но как же так вышло, что такой социальный эксперимент, как «Дом-2», успешно продолжает свое существование уже с 2004 года? За эти годы там успели состояться 16 свадеб и родиться 7 детей, а еще в разы больше драк, интриг и бесконечный поток мата. За этим, по заявленным данным, следят 47 миллионов зрителей. Конечно, не слишком понятно, как именно были получены эти нескромные цифры и какое количество людей из этих миллионов просто «щелкали» каналы и случайно наткнулись на очередное нечто, происходящее в «Доме-2».

 

Естественно, эта передача не единственная в своем роде. Чего только стоят «Окна», «Пусть Говорят», «Джентльмены на даче» или «Пацанки». И это только передачи, без упоминаний многочисленных сериалов и фильмов. Не подумайте, это не камень в огород русскоязычного телевидения – в англоязычном ТВ треша тоже хватает («Беременна в 16», «Малышка Бубу», «Большой брат», «Медиум из Лонг-Айленда» и так далее).

 

Феномен действительно универсальный. Как выяснилось, это все же не деградация всемирного масштаба. Просто нам с вами нравится чувствовать себя лучше на фоне других. В социальной психологии для этого существует целая теория социального сравнения, изначально выдвинутая в 50-х годах Леоном Фестингером. Уже немного позднее эта теория была развита именно в контексте сравнения себя с большими группами людей и повышения своей самооценки за счет последних. Бинго! Просто почитайте комментарии о том же «Доме-2» в интернете, и вы наглядно поймете, как это работает. Например, некая Елена Голубь красноречиво дает понять, кем являются, по ее мнению, участники этого проекта, тем самым подчеркивая, кем не является она:

 

«Это точно сказано... Уже включаешь – видишь этот маразм со шлюшками, алкашками, бездарями, тунеядцами и халявщицами. МАМАШАМИ... ЕЩЕ ОНИ пытаются с этими клоунами делать сценки и показывать в эфирах!!! Просто ужас!!!»

 

Кому-то еще нравится то, что можно в открытую сплетничать, наблюдать за этим всем со стороны и делать какие-то выводы касательно своей жизни. larisa2011 не понимает тех, кто осуждает этот проект, и тоже попадает под теорию социального сравнения:

 

«Я тоже смотрю! Не понимаю тех, кто не смотрит. Тут дают возможность смотреть на чужих людей и как-то смотреть со стороны, возможно, на свои отношения. Я вот, глядя на некоторые ситуации именно с “Дом-2”, перевожу на свою личную жизнь. И уже так не поступаю, “Дом-2” для меня – это школа, которую проходят молодые девушки, парни, семьи. Какие-то моменты обучают и стимулируют, как правило, отношения свои с противоположным полом!»

 

Помимо того, что нами движут разные механизмы социального сравнения, оказывается, что просмотром трешовых фильмов (таких как «Акулий торнадо») в основном занимаются люди с тягой к культуре и с образованием и интеллектом выше среднего. Как бы парадоксально это не казалось, ученые из Института Макса Планка в Германии выяснили, что высокообразованные любители трешовых и дешевых фильмов воспринимают их в качестве позитивных и просто смешных развлечений.

 

Поэтому смотрите трешовые передачи и фильмы на здоровье – главное, без фанатизма.