Бизнес на сострадании3

Бизнес на сострадании
Выхожу из магазина в центре города и тут же слышу окрик попрошайки – мужчины лет 35, самого трудоспособного возраста: «Девушка, подайте сколько можете…» Не подала. А вечером по TV сообщение: Вильнюс объявил попрошайкам войну.

Согласно введенным правилам о порядке и чистоте в городе, подавать нищим на улицах столицы Литвы и просить милостыню отныне запрещается. Протягивать руку за подаянием можно только в храмах. Подающий нищему в иных местах становится нарушителем правопорядка. Вильнюсские власти резюмировали: попрошайничество «портит имидж города», а также сделали вывод: большинство из тех, кто просит милостыню, тратят полученные деньги на алкоголь.

Примечательно, что Правила ввели именно 24 ноября, день в день, когда в 1717 году подобный Указ о запрещении появления нищих на улицах издал Петр I. Для борьбы с нищенством переписали тогда всех бедных и распределили между «праздно живущими монахами». После Петра I проекты по ликвидации нищих ограничивались указами о запрете попрошайничества, от чего толку было мало. Дело пошло на лад при Екатерине II: открылись воспитательные дома для незаконнорожденных младенцев, богодельни в епархиях, учреждались приказы общественного призрения, в обязанности которым вменялось устройство народных школ, сиротских домов, больниц, работных домов. Так искоренялось нищенство. Позднее в России учреждались военно-арестантские роты, в которые принимались и осужденные за бродяжничество. Имелись таковые и в Динабургской крепости. В конце XIX века к борьбе с нищенством подключились городские попечительства о бедных. В начале XX века, кроме работных домов и домов трудолюбия, действовали ночлежные дома, приюты, дешевые столовые, ремесленно-трудовые колонии. Систему помощи бездомным разрушила революция 1917 года. После Гражданской войны их уже миллионы. И тогда вспомнили о списанных в историю мерах. Бродяжничество и попрошайничество рассматривались как форма паразитизма и стремление уклониться от общественно полезного труда, за него следовала уголовная ответственность.

Сегодня нищие – вновь неотъемлемая часть действительности. На городских улицах можно видеть людей любого возраста, занимающихся этим промыслом. Одно дело – уличные музыканты, и совсем другое – вполне трудоспособные личности, вставшие на путь подаяний. Хотя, знаете, у меня лично не вызывает симпатии и бабуля, которую часто можно видеть в районе гостиницы «Латгола». Вполне здоровый вид у женщины, но настоятельно просит…  В Даугавпилсе нищенствующие облюбовали несколько известных горожанам мест, не заметить их просто невозможно. Большинство выпрашивает на алкоголь. Набрав нужную сумму, они тут же на месте «работы» напиваются и засыпают (в теплый период года), чтобы, проснувшись, продолжить клянчить на опохмел.

Старший инспектор муниципальной полиции Анджей Аполионис на вопрос о состоянии «нищих» дел в Даугавпилсе отвечает что в этом отношении действуют Правила № 20 от 9 ноября 2006 года, в которых имеется пункт 2.4, предусматривающий административное наказание за попрошайничество в виде наложения штрафа до 100 латов.

Но нищие или прикидывающиеся таковыми попадаются на полицейскую удочку крайне редко. Завидя издали форму или приближающийся автомобиль муниципалов, они делают вид, что просто задумались и в задумчивости сей присели на тротуар, предварительно подослав картон, а просить чего-либо у кого-либо и не помышляли.

Призвать же к ответственности можно, только застигнув попрошаек врасплох, и лучше за произведением действия попрошайничества, то бишь приставания к прохожим по типу цыган, хронически предлагающих сигареты в районе Автовокзала, но и на тех не находится реальной управы.

Миновал по Виестура «сигаретниц» – впереди встреча с пьяной или трезвеющей нищей братией. Многие прохожие в связи с этим заранее переходят на противоположную сторону. По наивности я спросила у представителя муниципальной полиции: «Неужели в целях эффективности работы нельзя действовать в гражданке, имея при себе удостоверение»? Нет, ответил, это никак нельзя. Главное – форма. Получается замкнутый круг. В присутствии полицейского нарушать Правила уж точно никто не будет, подождут пока уйдет.

Муниципальная полиция борется с нищенствующими на улицах, согласно поданному заявлению. А так как писать оные желающих находится крайне мало, то в общей сложности с 1 января 2011 года по 24 ноября 2011 года, по словам А. Аполиониса, привлечено к ответственности всего 13 человек. При этом старший инспектор делает оговорку, что среди них могут быть не только попрошайки, но и гадалки, а также лица, пристающие к прохожим с целью продажи каких-то вещей. По факту нарушений составляется протокол, на основании которого Административная комиссия Думы накладывает штраф.

А. Аполионис призывает людей быть более активными, не допускать распространения нищих в городе, для чего сообщать об имеющихся фактах по телефону дежурной части: 65421500.

По сообщению отдела материальной помощи УСД в настоящее время гарантийное минимальное пособие от государства в размере 40 латов в Даугавпилсе получают порядка 5 тыс. жителей! (Речь идет о тех, кто не имеет никакого дохода). Те из них, кто принимает участие в социальных работах, получают бесплатные обеды в столовой в течение четырех календарных месяцев. Плюс помощь в оплате коммунальных услуг. Лишенных крыши над головой и находящихся в трезвом уме принимает на ночь ночлежка, где также кормят. Не густо. Но здоровый человек, попавший в трудную ситуацию, воспримет это скромное благодеяние общества как временное.

Однако некоторые в результате становятся профессиональными получателями пособий, а заодно и профессиональными нищими. Налицо деградация. Протянутая рука или баночка под ногами для сбора заработанных кем-то денег – смысл жизни. Мотивация что-то менять отсутствует. И Даугавпилс не исключение. Но если за рубежом бедным подают богатые, то в Даугавпилсе нищие по большей части кормятся за счет тех, чей доход – это доход бедных, потому что богатые в местах их скопления просто не появляются. Более того, создается впечатление, что у нас не задерживаются и попрошайки-путешественники, которых легко узнать  – пробный выход, малый доход и едем дальше…

Кстати

Нищие все больше заполоняют Европу. Власти Мюнхена еще 6 лет назад запретили попрошайничество во всех пешеходных зонах города. Этому примеру последовала Вена. A вот в немецком Гамбурге и австрийском Граце даже робкая попытка сузить географию попрошаек натолкнулась на яростные протесты ряда политиков и либеральной общественности. Единственное, чего удалось добиться, так это заставить нищих заполнять налоговую декларацию в случае, если их «бизнес» дает доход, превышающий 6,7 тыс. евро в год.