Реформы Килиса

Реформы Килиса
Латвия давно не видела столь инициативного, но в то же время столь противоречивого министра, как нынешний глава Минобразования Роберт Килис. Какие только идеи он не озвучивал в последнее время: учеба вплоть до Лиго, сокращение каждого пятого учителя и закрытие «неликвидных» школ. Монстр, а не министр!

Однако как было на самом деле? Руководитель Управления образования Даугавпилса Ольга Дукшинская, вместе со своими коллегами из других самоуправлений присутствовавшая  на встречах с новым министром образования, в ходе которых тот  озвучивал свои новаторские идеи, говорит, что многие фразы Килиса, прозвучавшие в заголовках статей, просто вырваны из контекста. Поэтому мы попросили Ольгу Дукшинскую рассказать об инициативах Роберта Килиса, так сказать, из первых рук.

 

Она указывает, что министр образования предлагает 4 реформы, которые пока только обсуждаются. В будущем создадут рабочие группы, которые будут оценивать каждую из предложенных инициатив, не забыв поинтересоваться мнением всех вовлеченных сторон.

 

Школа как предприятие

 

Первая реформа касается финансирования школ и является улучшенной, по мнению министра, моделью схемы «деньги следуют за учеником». Ее он позаимствовал у шведов, школы которых в один момент остановились в своем развитии и улучшении качества образования. Для стимулирования конкуренции были введены государственные ваучеры – сертификаты, которые получает каждый родитель школьника. Ценность одного годового ваучера в Латвии может колебаться от 1500 до 1600 латов. Сюда входит оплата и труда педагогов, и коммунальных услуг, и учебников. Родители поведут своего ребенка и, соответственно, понесут ваучер в ту школу, которая их привлечет наиболее всего. В Швеции в результате этой системы школы стали разнообразнее, появилось больше частных школ, которые составили достойную конкуренцию государственным. Школы функционируют как предприятия, оказывающие услугу за вознаграждение. Цель – привлечь как можно больше «клиентов». Те, кто стоят на месте, в этой системе не выживают – закрываются.

 

У этой системы есть и минусы, о которых говорил Роберт Килис во время своей презентации. Основная сложность сегодня – это необходимость полного передела налоговой системы страны, ведь зарплаты педагогам платит Министерство, а коммунальные услуги школам оплачивают самоуправления из своих бюджетных средств. Ответственный за сферу образования первый вице-мэр Городской думы Виталий Азаревич уже высказал свое категорическое несогласие с тем, чтобы у города забирали часть функций и финансов.

 

В остальном же, как говорит Ольга Дукшинская, подобная система у нас уже работает. «Практически каждая школа в городе знаменита своими особенностями, будь то углубленное изучение определенных предметов, билингвальное обучение или упор на развитие талантов учащихся, например музыкальных. Родители и сейчас свободно выбирают школу для своих детей, и по заполняемости школ мы видим их конкурентоспособность», – говорит руководитель Управления образования Даугавпилса.

 

50 учеников – это несерьезно

 

Вторая реформа Килиса касается небольших школ (50–100 учеников). Их количество (167) надо снизить примерно до 100, после чего предложить им три варианта существования:

 

а) как филиалы крупных школ,

б) как школы открытого типа,

в) как многофункциональный центр (возможно, в собственности родителей учащихся). Экономию средств можно будет перенаправить на финансирование остальных, крупных школ и среди прочего рассматривать возможность повышения зарплат педагогам.

 

Самих педагогов Килис отнюдь не предлагает сокращать массово и разом. Уменьшение количества учителей диктует сама жизнь: демографические ямы дают о себе знать на каждой ступени образования. Как говорит Ольга Дукшинская, ежегодно в школах города становится на 300–400 учеников меньше. Виной тому в основном даже не отъезд за границу, а как раз демографические впадины.

 

Посему если первая реформа, предположительно, даст повышение конкуренции между школами, то вторая обострит конкуренцию между педагогами. Страна будет нуждаться в меньшем их количестве, но сможет предложить лучшим более привлекательную зарплату.

 

Не ротировать, а «пенсионировать»

 

Третья предлагаемая министром реформа касается содержания образования и, по мнению Ольги Дукшинской, является самой важной. «Мы давно говорим, что некоторые программы устарели, что в начальной школе они слишком сложны для детей. Именно в блоке содержания образования эксперты будут говорить об образовании с шести лет, об учебниках, о продолжительности уроков и о возможном перераспределении нагрузки. Сегодня учебный год длится 35 недель, это закреплено в Законе «Об образовании», и по этому поводу даже нечего волноваться. Но родители и эксперты смогут высказаться, согласны ли они с нынешней продолжительностью всех школьных каникул или, возможно, осенние или весенние стоит продлить за счет летних», – поясняет Ольга Дукшинская.

 

Первый вице-мэр Городской думы Виталий Азаревич при этом явно займет позицию тех экспертов, которые будут выступать за неизменность периодов обучения в школах. «Килис – уже третий министр, который поднимает вопрос о продлении учебного года, и каждый раз этот вопрос заходит в никуда. Летние каникулы, так же как и зимние, – это традиции, к которым привыкли как дети, так и родители и которые, я считаю, нельзя нарушать», – говорит первый вице-мэр нашей Думы.

 

Он также против идеи министра о ротации директоров учебных заведений раз в пятилетку. Зато Виталий Азаревич подтвердил, что поддерживает естественную смену поколений среди руководящего состава образовательных учреждений в городе. «Не хочу, чтобы мои слова трактовали так, что все директора-пенсионеры будут уволены, но в этом году продолжится процесс обновления руководителей учебных заведений, который был начат в 2011-м», – сказал он.

 

Ближе к работодателям

 

Четвертая реформа министра образования и науки Роберта Килиса касается профессиональных школ, которые в обозримом будущем могут быть переданы в ведение самоуправлений. Суть этой реформы давно озвучивается различными должностными лицами и частными предпринимателями, а также самими воспитанниками профшкол.

 

Идея в том, чтобы профшколы не просто готовили специалистов ради выдачи им красивого диплома, а сотрудничали с потенциальными работодателями и готовили кадры под их нужды. Едва ли не единственным удачным примером такого симбиоза в нашем городе являются отношения Гостехникума и Латвийской железной дороги.

 

Некоторым студентам-железнодорожникам платят стипендии, посылают их на учебу в вузы, гарантируют трудоустройство. Но, судя по этому примеру, для сотрудничества с профшколами организация должна быть крупной и богатой. Иначе фирмы, как правило, заняты вопросом зарабатывания денег, а не своей долгосрочной кадровой политикой.

 

Пилот-проекты

 

Как было отмечено выше, члены рабочих групп будут ломать свои головы над тем, воплощать ли эти реформы в жизнь, и если да, то в каком виде.

В следующем учебном году Роберт Килис предложит лишь 10–15 латвийским школам реализацию пилотных проектов, способствующих кардинальному изменению учебной модели. Этим школам предложат изменить, например, принципы построения уроков, ввести модульную систему, изменить принципы провождения школьниками свободного времени, увеличить использование на уроках технологий и многое другое.

В течение этого года также будет вестись мониторинг загруженности детей в течение учебного года. Ближайшие же сроки претворения в жизнь реформ Килиса в том виде, как они описаны в данной публикации, – это 2013 и 2014 годы. Первой, очевидно, будет осуществлена реорганизация небольших  школ.

 

Но пока это только планы министра, который вынес их на обсуждение своих коллег. Ольга Дукшинская расценивает данный факт как очень положительный. Она указывает: «Пока мы только слушали – высказывать свои мнения будем в составе рабочих групп. Но вообще мне очень понравилось, что впервые за несколько лет министр образования начал дискуссию по темам, которые давно этого требуют. В первую очередь это содержание образования. Но могу заверить, что никаких радикальных изменений пока не предвидится. Начата работа над улучшением качества образования в Латвии».