В Англии – компенсация в миллион, в Латвии – пенсия 72 лата

Трудовая инспекция в нашей стране ежегодно регистрирует в среднем 40–50 случаев смерти людей на рабочем месте и не менее 200 случаев, когда люди, выполняя свои обязанности, становятся инвалидами. Последние вынуждены надеяться на благосклонность своих работодателей и государства…

Однако до сих пор в современной истории Латвии не было случая, когда бывшему работнику удалось бы отсудить у бывшего работодателя крупную сумму в качестве компенсации ущерба за полученную на рабочем месте инвалидность. Как показывает практика нашего города, такие вопросы обычно решаются в частном порядке, и хорошо если работодатель берет на себя хотя бы частичную оплату расходов на лечение.


Другое дело – это «продвинутые» страны вроде Великобритании, где права человека и его физическое и моральное здоровье стоят во главе угла в любом спорном случае. И вот жительница Латвии, отправившаяся на заработки в эту страну, недавно на собственном примере доказала, как благосклонны британские суды по отношению к людям, получившим серьезные травмы на рабочем месте или даже по пути с работы домой. Эта женщина работала сборщицей цветов. Травму она получила в результате аварии, в которую попал микроавтобус, везший ее и других гастарбайтеров из Восточной Европы с работы в бараки, где они проживали. За рулем сидел литовец, у которого были получены права на родине, но, очевидно, не было опыта вождения микроавтобусов, да еще и с правым рулем. Ни один из пассажиров не был пристегнут. Шофер не справился с управлением, и автобус слетел в ущелье. В результате ДТП истица лишилась ноги. Кость была так раздроблена, что медикам пришлось произвести ампутацию конечности выше колена прямо на месте. В аварии также пострадали два ее сына: старший получил перелом черепа и ослеп на один глаз, а младший получил моральную травму.


Пострадавшие в аварии латвийцы обратились в английское адвокатское бюро, которое добилось, чтобы его подзащитные еще перед оглашением решения суда по делу получили компенсацию от бывшего работодателя в размере 230 тыс. фунтов стерлингов. На эти деньги они смогли получить медицинскую помощь, приобрести протезы и пройти реабилитацию в Латвии, а также приобрести участок для строительства дома в Кулдиге. Теперь пострадавшей женщине будет выплачена дополнительная компенсация, так что в целом эта сумма достигнет 1 млн фунтов стерлингов (порядка 900 тыс. латов). Тот сын женщины, который ослеп, получит 360 тыс. фунтов, а получивший моральную травму молодой человек – 20 тыс. фунтов.


На фоне этих цифр просто жалкими выглядят размеры пенсий по инвалидности, которые предложит этой семье латвийское государство. Так, при расчете пенсий принимается в расчет страховой стаж человека, но минимальные размеры пенсий установлены в следующем объеме: для инвалидов III группы – 45 латов, II группы – 63 лата, I группы – 72 лата в месяц.


На эти деньги уж точно не видать ни протезов, ни реабилитации, ни дома под Кулдигой. А прецедентов отсуживания крупных сумм у работодателей в нашей стране, к сожалению, пока не создано. Тем не менее в любом случае, несомненно, наличие официального трудового договора в любой стране – это уже некий гарант защиты работника в случае ЧП.