Держали «хвост по ветру»

Держали «хвост по ветру»
Минувшая суббота под сероглазым даугавпилсским небом звала горожан на свежий воздух: Калкунская волость, Клуб парашютистов D.I.S.K. и Даугавпилсская краевая дума проводили второй по счету фестиваль Asti gaisā («Хвост по ветру»), который состоялся на взлетном поле «Грива».

Держали «хвост по ветру»
Газета «СейЧас» побывала на этом воздушном празднике и, как всегда, докладывает читателям о своих впечатлениях. Конечно, главное на летном поле – настоящая летательная техника. Даугавпилсский парашютный клуб D.I.S.K. под управлением Евгения Владимирова, как и в прошлом году, выстроил во всем возможном многообразии летательные аппараты. Легкая моторная авиация – то, с чего начинают учиться летать. Напомним, что инструкторы клуба – признанные мастера спорта, призеры различных латвийских и международных соревнований, участники показательных выступлений. На момент присутствия на летном поле газеты «СейЧас» парашютисты и летчики клуба D.I.S.K. готовились продемонстрировать свое мастерство.

АКЦЕНТЫ СЛУЖБЫ


Было интересно пообщаться с капитаном представленного в рамках мероприятия воздушного судна Agusta Bell Вадимом Китоком (Авиационное управление Пограничной охраны). Вадим рассказал, что данный четырехместный вертолет предназначен для визуального наблюдения и охраны латвийской границы. Панорамное окно вертолета способствует хорошему обзору. Вертолет был приобретен в Финляндии год тому назад и уже много раз задействовался в задержании контрабандистов. Контрабанда идет с территории Беларуси в Латвию и сплавляется под песню «Мой маленький плот…» (шутка!), а также попадает сухопутным путем на железнодорожных локомотивах, когда товар сбрасывается в определенных местах. Моменты сбросов фиксируются с вертолета. Капитан пояснил, что происходит это обычно в темное время суток, поэтому часть вертолетов пограничников снабжена инфракрасной камерой ночного видения. В 2008 году по заказу Государственной пограничной охраны Латвии (ГПОЛ) для пограничной воздушной службы приобретены два новых вертолета итальянского производства. В этом же году был подписан приказ об организации Авиационного управления в составе ГПОЛ.


Рядом с вертолетом демонстрировала свои пограничные навыки немецкая овчарка. Знакомлюсь с ее хозяином старшим лейтенантом Авиационного управления кинологом Игорем Расторгуевым. Игорь поясняет, что его четвероногого напарника зовут Эльфа. Эльфе сейчас 6 лет, до пенсии собаке осталось служить два года.


«Потом заберу ее к себе. Перед Эльфой у меня был Доом, этот пес прожил 13 лет. Обычно после окончания службы так и бывает – собаку забирает кинолог. Отдельное направление Погранохраны – борьба с нелегальной иммиграцией. Эльфа уже трижды побывала в Греции, где мы вместе ловили нелегалов, нарушителей границы со стороны Турции. За месяц "улов" – 150 человек. Но и в Латвии работы хватает. Совершаем облет латвийско-белорусской границы, и если замечаем что-то подозрительное, вертолет садится, собака берет след, начинается преследование…» – рассказывает Игорь. Эльфа внимательно слушает, кажется, ловит каждое слово своего командира.


Самым отдаленным от центра мероприятия летательным объектом оказался вертолет ВВС Латвии MI-17-1V. Тем не менее народ к нему валом валил. Вертолет этот прибыл из Лиелварде. Один из членов экипажа пояснил, что MI-17-1V российского производства, предназначен для европейского рынка. В салоне вертолета обнаружился ярко-желтый дополнительный бак для топлива, как выяснилось, на 915 л. Максимальная скорость летательной машины – 250 км/час. Вертолет используется для спасения людей на суше и на море. Вертолетчики просили не называть их имена и фамилии в газете, хоть скрыть, кого и как зовут, было невозможно – нашивка на форме каждого свидетельствовала. Я обещала сохранять «тайну», поэтому, продолжая повествование, скажу, что один лейтенант из состава экипажа рассказал о случае, когда в прошлом году вертолет был вызван, чтобы забрать с парома беременную женщину – у нее начались родовые схватки. «Но когда мы подлетели, надо было забирать уже двоих – мать и новорожденного. После того случая было закуплено специальное оборудование для эвакуации младенцев», – вспомнил происшествие из служебной практики инкогнито. Во время нашей беседы поток любопытных горожан не иссякал: заходили через «хвост» вертолета, выходили через его «гриву», рядом с кабиной экипажа.

ОТ ПУЗЫРЕЙ ДО ПЕСКА


Часть зрителей скопилась у оборудованной по фестивальному случаю сцены. В сценический «полет» коллективы из Даугавпилса и Даугавпилсского края отправлял «настоящий летчик» – именно так выглядел в этот день ведущий концертной программы и актер Даугавпилсского театра Эгилс Вилюмовс. Командир окрыленного творчеством «корабля» периодически докладывал зрителям, кто следующий. Следующих – музыкантов, танцоров, циркачей и певцов – была целая очередь.


Внимание газеты «СейЧас» привлекли и мыльные пузыри, которые образовывались так: опускаешь веревку, натянутую между двумя прутьями в ведро со специальным раствором, потом вынимаешь и растягиваешь концы прутьев, приговаривая: лети-лети, пузырек… Этим нехитрым премудростям обучала Лига Знотыня (Nаkotnes ozolu ciems).


Невозможно было пройти равнодушно мимо высоких горок, накачанных воздухом. Малышня съезжала с их крутых «спин», визжа от восторга. Все босиком или в носках – на такую горку в обуви нельзя, туфли-босоножки сгрудились на ковриках. Родители встречали съехавшее чадо внизу.


В рамках фестиваля работали несколько мастерских, в том числе мастерская Chucha chacha («Чуча чача»). Представитель даугавпилсского клуба с одноименным названием Татьяна Лайтене учила детей лепке из кинетического песка. Работа с этим песком развивает мелкую моторику, при этом песок не липнет к рукам, легко собирается с поверхности. Лайтене поясняла: кинетический песок – уникальный материал для творчества и восстановительной терапии. Рассыпчатый, сухой, воздушный, но плотный и влажный одновременно, он течет сквозь пальцы, однако способен сохранять заданную форму. В мастерской представлена также фиолетовая суперсмесь Bubber для лепки. Из нее, сотканной из мельчайших керамических сфер и особого связующего компонента, можно лепить самые разные геометрические фигуры с четкими гранями, макеты и даже статуи! Газета «СейЧас» хотела тоже слепить что-нибудь этакое на память потомкам, но свободных мест вокруг стола не было – «песочное предложение» вызывало спрос!


В соседней мастерской были заняты производством бумажных вертолетов и самолетов по заранее заготовленным разверткам, которые следовало для начала вырезать из бумажного полотна. За самолетостроение отвечала Анфиса Лабуть («Яуниба»). Кроме того, фестиваль предлагал написать картину. В этом отношении действовал пленэр. Занятия проводила педагог Шпогской художественной школы Илона Абдулаева. За кисти-краски отвечала и обеспечивала ими всех желающих Д. Манчинска. Дети и взрослые писали картины вдохновенно, следуя воздушной теме фестиваля.


О том, что жуки тоже в числе покорителей воздуха, напоминало выездное мероприятие Даугавпилсского университета. Правда, жуки, местные и тропические, в данном случае не летали, а покоились под стеклом, каждый на своем неподвижном месте. Об этих удивительных насекомых, на которых ДУ «собаку съел», рассказывал доцент Раймонд Цибульскис. На вопрос газеты «СейЧас», какой из представленных жуков летает лучше всех, ученик латгальского академика Баршевского указал на жука-златку. Жуки-златки названы так за присутствие металлического блеска в покровах их тела. Блеск этот может быть золотистым, бронзовым, красным или зеленым. Глядя на зеленокрылого, я вспомнила, что из этих жуков, как из драгоценных камней, делают браслеты, бусы и броши. А Раймонд напомнил, что один из ранее неизвестных науке жуков был назван в честь ректора ДУ – Platyderus barsevskisi. Этот вид жуков, обитающий на юге Испании, в провинции Малага, обнаружили даугавпилсские энтомологи. Размер жука впечатляет – 8–9 см, и как такого богатыря до приезда наших ученых можно было не разглядеть?!

ГРАН-ПРИ УВЕЗЛИ В РИГУ


За «змеевую» подготовку отвечал Рижский молодежно-технический центр. Призыв: хоть раз в жизни своими руками смастерить воздушного змея и запустить его в небо. Следовало поторопиться, вот-вот должен был начаться конкурс на дальность и высоту змеиного полета. Кстати, для участия в конкурсе приглашались не только змеи и их авторы, но и воздушные шары, модели летательных аппаратов, бумажные самолетики, летающие диски и иные предметы, способные вознестись. Жюри, кроме прочего, оценивало оригинальность оформления летательного объекта. Победа в конкурсе досталась Елене Семеновой («Золотая рыбка»), Зане Озоле («Попугай»). Гран-при увезли в Ригу Доминика и Теодор (Spociņš).


Среди главных организаторов мероприятия, насыщенного теплым воздухом лета, была Бригита Маделане. От нее газета «СейЧас» узнала, что фестиваль, прошедший впервые в 2013 году, вызвал массу одобрительных отзывов. В то же время первый опыт указал на некоторые промахи, поэтому второй Asti gaisа более продуманный, более масштабный и, как следствие, более затратный. Подарком для зрителей от Краевой думы стал концерт латвийской исполнительницы Jenny May.


Когда газета «СейЧас», набравшись впечатлений, покидала территорию фестиваля, навстречу попались продавцы игрушечных аэропланов. «Купите детям самолетик! Недорого – 2,50 за штуку, и торг уместен!» – весело зазывала женщина с полной сумкой деревянных самолетов, какими забавлялась детвора в прошлом веке. Самолеты из сумки разлетелись на раз.