Счет забитых в Латгалии свиней идет на тысячи...

Счет забитых в Латгалии свиней идет на тысячи...
В первой половине сентября было констатировано затишье в выявлении диких кабанов и домашних свиней, пораженных вирусом африканской свиной чумы (АСЧ). Казалось, можно перевести дух и начать отсчет времени для снятия карантина. Но не тут-то было! 19 сентября был найден очередной мертвый кабан – диагноз АСЧ подтвердился.

1 октября в Латвии традиционно начинается сезон коллективной охоты, однако в этом году, как сказал Виктор Фрилиньш, председатель правления даугавпилсского общества охотников и рыболовов, она разрешена только в двух волостях – в Ницгальской и Свентской. В остальных охотиться можно только в индивидуальном порядке.

 

Но что интересно: охотничьим коллективом гонять кабанов запретили, а вот военные учения на полигоне в Ликсне, например, никто отменять и не думал. Там регулярно стреляют и шумят, пугая кабанов из близлежащих лесов и заставляя их убегать, возможно, распространяя заразу. Тушу одного дикого кабана в стадии разложения на прошлой неделе нашли охотники как раз в лесу около полигона. Итоги анализов на АСЧ в данном случае пока неизвестны.

 

Сегодня можно только гадать, как вирус АСЧ попал в Латвию. Нельзя исключать ни одной из версий, в том числе, что занесли его дикие животные из соседних стран или «привезли» его в Латвию сами люди. Поэтому абсолютно непонятно, например, отсутствие элементарных дезбарьеров на границе Латвии с Россией и Беларусью.

 

Но заместитель руководителя Южнолатгальского управления Продовольственно-ветеринарной службы Дзинтарс Юшкус говорит, что барьеры решили снять около года назад, так как действовавшая на границе инфраструктура все равно не позволяла должным образом упреждать риски занесения вирусов с территории одной страны на другую. Другими словами, нужного эффекта барьеры не давали, плюс это дорого. В общем, решили вместо использования дезинфекционных барьеров объявить вирусам информационную войну: разъяснять пересекающим границу, что мясо перевозить нельзя. Но ведь люди, едущие через границу, могли находиться на ферме или в хозяйстве и привезти тот же вирус АСЧ, например, на своей обуви! Однако Дзинтарс Юшкус утверждает: «Это не те риски, ради которых нужно было бы содержать дезбарьеры…»

 

Сколько ни спекулируй на тему правильности тех или иных действий со стороны должностных лиц нашего государства, данные о случаях заражения АСЧ однозначны и красноречивы. На 26 сентября, за три месяца официально объявленного противостояния вирусу в Латвии, АСЧ подтвердилась у 107 диких кабанов, а всего на территории, затронутой вирусом, был застрелен 7061 кабан. За этот же период заболевание было подтверждено у 72 домашних свиней. В связи с этим было уничтожено 564 свиньи в 31 крестьянском хозяйстве и на одной свиноферме.

 

При этом свиноводам, которые в течение месяца не могут ввести и постоянно поддерживать необходимые меры биологической защиты, Кабинет министров предписал уничтожить всех свиней даже без зарегистрированных в их хозяйствах случаев заражения вирусом. Если сдаешь тушу государству, получаешь компенсацию. Если желаешь оставить ее себе, распоряжаешься по собственному усмотрению: ешь сам, продавай, замораживай. Естественно, все это – после получения негативного результата анализа на АСЧ.

 

Сегодня, как признает Дзинтарс Юшкус, точной статистики о количестве забитых в Латгалии домашних свиней нет. Цифры постоянно растут. «В ходе проверок инспекторы ПВС обнаружили не менее десятка незарегистрированных хозяйств, в которых держат свиней. Как правило, это от 1 до 5 свиней, но все же. Прежде мы вообще о них не знали. В последнее время действительно многие приняли решение забить своих свиней. В иных хозяйствах, которые осуществляют биозащиту, количество свиней просто снизилось по сравнению с тем, что мы видели при первых проверках летом. Сколько свиней уже забито в Латгалии? Думаю, счет идет на тысячи…» – говорит замглавы Южнолатгальского управления ПВС.

 

Ввиду происходящего некоторые крестьяне, с которыми пообщались журналисты «СейЧас», поговаривают, что весь этот ажиотаж поднят искусственно и действия правительства и ПВС нацелены на уничтожение свиноводческой отрасли в стране. «Надо истреблять диких кабанов, а не домашних свиней. Хоть ты всех домашних перебей, дикие все равно смогут переносить вирус. А свиньи крестьянам хоть доход давали. Теперь его нет», – поделился своими размышлениями один из крестьян Краславского края. Кстати, доехать к нему, в карантинную зону, можно без всяких препятствий и контроля на дороге. Опять-таки теоретически можно вывезти вирус за ее пределы. Возможно, именно поэтому ПВС уже трижды расширяло территории, подверженные риску АСЧ. Но, как было указано выше, дезбарьеры при этом признаны неэффективной мерой.

 

На комментарии крестьян об абсурдности и искусственности происходящего Дзинтарс Юшкус замечает: «Что тут искусственно созданного? Наш главный аргумент – цифры. Случаи АСЧ по-прежнему регистрируются. Да, с 29 августа в Латгалии вирус не был подтвержден ни у одной домашней свиньи. Но у диких кабанов вирус по-прежнему находят: и классическую чуму, и африканскую. Я сам видел, как свиньи дохнут от чумы десятками. Я же не придумал это.

 

Сейчас действительно мы наблюдаем, что, во-первых, был собран урожай, и дикие животные почти не приходят в хозяйства. Во-вторых, люди, видимо, все же стали понимать, что такое биологическая защита. Те, кто будет ее реализовывать и впредь, смогут защитить своих свиней и продолжать заниматься свиноводством. Правда, конечно, диких кабанов мы проконтролировать не можем, так что всегда останется риск, что АСЧ вспыхнет вновь».

 

Напоследок он отметил, что карантин с территории снимают спустя 40 дней после регистрации последнего случая АСЧ и дезинфекции. Но повышенное внимание продуктам из латвийской свинины будет уделяться еще 2–3 года.