Вспоминая Сергея Есенина

Вспоминая Сергея Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…» – декламировал есенинские строки благочинный по Даугавпилсскому православному округу отец Георгий, что связывалось с открытием 1 октября стилизованной комнаты поэта во Дворце культуры, – мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина (03.10.1895 – 28.12.1925). 

Идея создания салона памяти С. Есенина принадлежит руководителю Русского дома Героиде Богдановой, а в числе ее воплотителей – художник Петр Худобченок. Символическую ленточку, преграждающую путь в есенинский уголок с милым деревенским оконцем, вязаными половичками, лоскутным покрывалом, иконкой в углу, портретами поэта и, конечно же, многочисленными сборниками его стихов – от карманных тонюсеньких книжиц до собраний сочинений, изданных в разные советские годы, перерезал 1-й заместитель мэра Даугавпилса Янис Дукшинский. Перешагнувшие порог салона не могли не заметить, что его экспозиция соткана из акцентов, присутствующих в творчестве поэта. 

 

Есенин, Мекш…

 

После осмотра новых «апартаментов» поэта собравшиеся под знаком Есенина заняли места в малом зале ДК – этот день ознаменовался также открытием творческого сезона Центра русской культуры. Зрителей ожидало концертное действо, в которое были вовлечены самодеятельные коллективы Русского дома – фольклорные ансамбли  «Русичи» – руководитель Т. Зубкова; «Славянка» – руководитель Е. Панова, а также народный хор «Малиновый звон» под руководством В. Куженко и мужской вокальный коллектив «Вдохновение» – руководитель Р. Круковска. Прозвучавшие песни и романсы, в том числе на стихи С. Есенина, переплетались c поздравлениями и пожеланиями. 

 

В приветственном слове о. Георгий признавался, что, хоть большим почитателем стихов поэта не является, однако талант Есенина не оспаривает. Из слов благочинного следовало, что с творчеством Есенина он познакомился еще в школьные годы, поначалу восприняв стихи поэта как хулиганские. «Но прошло время, и однажды я прочел книгу "Христианские мотивы в лирике Есенина", которая высветила для меня другого Есенина. Оказалось, поэт был глубоко верующим и очень многогранным человеком. Жаль, что современная молодежь не знает его стихов…»  – говорил церковнослужитель. 

 

Открытие салона С. Есенина приветствовал Я. Дукшинский, отметивший значение личности талантливого поэта и то, что отныне в созданной усилиями ЦРК есенинской комнате могут проходить поэтические вечера и встречи. 

 

В числе тех, кто поздравлял ЦРК с открытием творческого сезона, был и консул-советник Генконсульства России в Даугавпилсе В. Щукин. «Народ хорошо понимал язык Есенина, поэт писал о том, что волнует его лично, о своих душевных переживаниях; не скрывал, не прятал своей жизни, все выставлял напоказ. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души", – писал Высоцкий. Эти строки в полной мере можно отнести и к Есенину», – утверждал российский дипломат. 

 

Много благодарных слов в адрес руководства Русского дома, его деятельности произносилось белорусским консулом А. Струневской, представителями Управления культуры города, Даугавпилсского художественного и краеведческого музея, Латгальской Центральной библиотеки и др. Таким образом, первый день октября искрился улыбками, букетами цветов, лиризмом стихов и песен.

 

А еще вспоминали Э.Б. Мекша (1939–2005), латвийского литературоведа, профессора Даугавпилсского университета, известного исследователя творчества Сергея Есенина. Э. Мекш хорошо известен и в России, он автор ряда книг о поэте: «Сергей Есенин в контексте русской литературы» (1989), «Сергей Есенин: «Три Радуницы» (1999) и др. При жизни Эдуард Брониславович принимал активное участие в деятельности Даугавпилсского центра русской культуры. В июне этого года минуло 10 лет со дня его кончины, примечательно, что родился Мекш, так же как и Есенин, – в октябре!  

«Печалит, что Эдуарда Мекша уже нет с нами, но радует, что его имя в Даугавпилсе неизменно стоит рядом с именем Сергея Есенина, исследованию творчества которого он посвятил многие годы своей жизни. Есенин неповторим, и Мекш тоже неповторим, сегодня у нас нет никого, кто бы так истово занимался Есениным…» – сожалел профессор ДУ Аркадий Неминущий. Среди слышавших эти слова была присутствовавшая на мероприятии вдова Эдуарда Мекша Светлана.  

 

Запомнились воспитанники детского сада №27 – мальчики, облаченные в стилизованные русские рубашки, и девочка в длинном русском сарафане читали про «печальны долы», улетевших птиц и про то, что «деревья голы». Совсем скоро именно такая пора возьмет в плен нашу Латгалию, в этом смысле с есенинских времен ничего не поменялось – за летом по-прежнему следует осень…

 

Право сказать

Долгий период в стихах Есенина усматривали антисоветские, эротические, религиозные мотивы, что властями не приветствовалось. В обиход вошло слово «есенинщина». Но поэту никто не выдавал охранных грамот. Главным хранителем его поэзии стал народ. Благодаря великому народному заступничеству, Есенин вынес, вытерпел долгие годы замалчивания. Талант его самоутверждался как крестьянский и русский. Неистовая есенинская натура возносилась то к Богу и небесам, то опускалась до разухабистых кабаков и скандалов. Но противоречивый, мятущийся поэт был всегда искренен в своих порывах. Может быть, за это мы и любим его. Жизнь Есенина полнилась потрясениями, зализыванием душевных ран. Но вот парадокс: даже в самых мрачных его произведениях непременно отыщется нечто высокое и прекрасное. Есенин верил в Свет, в красоту жизни, в высокое предназначение человека. И сколько же в его твореньях милосердия, сострадания, сколько любви ко всему живому! 

 

У Есенина Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, кадит черемуховый дым, родные степи звенят молитвословным ковылем, а святой Николай Угодник в лаптях обходит Святую Русь. Есенинский «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу». Какая палитра чувств, эмоций, цвета! Поэтика, рожденная мироощущением автора. В стихах Есенина образ родины  выступает как мера всему – и талантам, и поступкам, и целям. 

 

Сначала поэт рязанской деревни признает своими учителями Кольцова и Клюева, но потом прибавляет к ним Брюсова, Блока. Говорят, великие поэты рождаются великими событиями, социальными потрясениями, революциями. Вот и эпоха трех революций увенчалась поэзией А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина. И какие бы ни были личные мотивы мрачности есенинских стихов, надо помнить: многие из них писались в кровавом обрамлении мировой войны, которую поэт воспринимал как огромное бедствие человечества. Гибли люди, полыхали города и села, попирались нравственные устои. 

В 1915-м Есенин работал особенно плодотворно. В следующем, 1916-м вышел его первый сборник стихов «Радуница», восторженно принятый критикой. Но сам Есенин отнесся к нему критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; при подготовке 2-го издания «Радуницы» (1918) автор исключил 16 стихотворений. Не менее требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, в числе которых были «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссеянь», «Трерядница», «Ржаные кони», «Страна советская», «Березовый ситец», «Персидские мотивы». 

 

С марта 1916-го по март 1917 года Есенин проходил военную службу – сначала в запасном батальоне в Петербурге, позднее служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда №143. Оставил армию самовольно после Февральской революции. Поселился в Москве, где стал одним из основателей группы поэтов-имажинистов. Имажинизм – литературное направление, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, эпатаж. Созданное через два года после революции, это направление по всему своему содержательному вектору ничего общего с революцией не имело. 

 

В 1924 году Есенин публикует в газете «Правда» письмо, в котором объявляет о своем выходе из группы имажинистов. С его уходом закончил свое существование и официальный орган имажинистов журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».  

 

Осенью 1921 года в жизнь поэта вошла американская танцовщица Айседора Дункан, впоследствии ставшая его женой. Вместе они совершили путешествие по странам Европы, Америке, но, вернувшись в Россию, расстались. В 1924–1925 гг. Есенин создает свои самые значимые произведения: поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Баллада о двадцати шести» и др. «Где-то в поле чистом, у межи, оторвал я тень свою от тела». Эту тему душевного разлада Сергей Есенин разовьет во многих своих стихах, особенно в поэме «Черный человек». 24 декабря 1925 г. поэт останавливается в петроградской гостинице «Англетер», где пишет свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...» В ночь на 28 декабря (по официальной версии) Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города ограничились рапортом участкового милиционера. Сергея Есенина похоронили в Москве, на Ваганьковском кладбище. 

 

2 октября 1965 года, к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново, в доме его родителей, открылся Государственный музей С. А. Есенина, где, кроме прочего, можно увидеть деревянную кровать с одеялом из пестрых лоскутов, сундучок, хранивший книги любимых писателей поэта. На вешалке у постели – шуба матери, сын называл ее шушуном. («Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне»). На стенах – семейные фотографии. Представлен и «Похвальный лист»: «Дан сей ученику Константиновского сельского училища Рязанского уезда Есенину Сергею Александровичу за весьма хорошие успехи и отличное поведение, оказанные им в течение 1908/9 учебного года». В доме все так, как было при жизни поэта, за что спасибо его сестрам, бережно хранившим и книги, и мебель, и утварь. 

 

Есенин любил родину, но не слепо, ибо знал ее разной – в том числе оборванной, измотанной борьбой, начавшей индустриализацию с производства зажигалок. Вместе с тем гордился, что его страна открыла миру дерзкий путь к новому. Есенин признавал Родину всякой, потому что ее, как и мать, не выбирают. Такое отношение давало право сказать:

 

«Но и тогда, когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь"».