Участников было больше, но мусора – меньше

Участников было больше, но мусора – меньше
25,5 тонны отходов, упакованных в красные мешки, вывезли из нашего города после прошедшего на выходных субботника. 

Как отмечает специалист по окружающей среде нашего самоуправления Каспарс Лайзанс, мусора было меньше, чем в прошлые годы. Участников же было больше. 

 

«В этом году заявились 99 коллективов, которые убрали 146 мест. Но среди них было особенно много коллективов образовательных учреждений, которые убирали прилегающие к этим учреждениям территории. А там в основном только старые листья и трава – этот мусор весит немного», – поясняет К. Лайзанс.

 

Однако сотрудники предприятия DAUTKOM, вышедшие на толоку традиционно на берег озера Большие Стропы, также отметили, что мусора в этом году было меньше. Хочется верить в сознательность и повышение уровня культуры людей.

 

В то же время от жителей города поступают вопросы о том, почему мусоровозы вывезли после субботника только наполненные отходами мешки, а найденные в лесах старые покрышки и мебель оставили. Неужели этому хламу теперь лежать вдоль дорог?

 

К. Лайзанс отвечает: «В первую очередь вывезли только мешки, чтобы взвесить их и установить "чистое" количество мусора, собранного во время толоки. А то, что кто-то решил под маркой субботника избавиться от старого дивана, это уже его личное дело. И диваны, и автомобильные бамперы, и старые покрышки, конечно же, заберут в ближайшие дни. Но в учет мусора, собранного во время толоки, это уже не пойдет».

 

После успешно проведенного субботника предприятие по заказу Управления коммунального хозяйства (УКХ) приступает к ликвидации стихийных свалок. В этом году на эти цели будет потрачено более 25 тыс. евро. Каждую неделю мая будут вывозить мусор с 4–5 мест в черте города, так что в течение месяца планируют управиться со всеми стихийными свалками. 

 

Их, как признают сотрудники УКХ, с каждым годом меньше не становится. Люди приносят и привозят мусор в одни и те же места. Чаще всего это жители частного сектора, дачники, собственники гаражей. У них либо нет договора на вывоз мусора (с дачи или из гаража), либо он заключен на минимальное количество мусора (в частном доме), а отходов на самом деле больше. Также вывозом отходов в леса грешат те, кто делает ремонт (утилизация строительных отходов стоит дороже, чем обычных бытовых, а платить мало кто хочет), и собственники небольших автомастерских.

 

«Мы наслышаны также об услугах вывоза строительного мусора микроавтобусами, которые предлагают на досках объявлений в Интернете, – рассказывает глава УКХ Айвар Пуданс. – Частники называют приемлемую цену за свои услуги, и люди со спокойной совестью загружают свой мусор к ним в микроавтобусы. Но правильная утилизация этого мусора чаще всего стоит дороже, чем они просят за свои услуги. Так что до полигона эти отходы, как правило, не доезжают. Разве что до ближайшего леса…»

 

Между тем коммунальщикам хорошо известны места, где обычно скапливаются «ничьи» отходы. Этими адресами они в эти дни активно делятся с сотрудниками Полиции самоуправления, чтобы те устанавливали там свои мобильные камеры и фиксировали нарушения. Кодекс административных правонарушений предусматривает денежные штрафы за выбрасывание мусора в неположенных местах и даже наказание в виде конфискации транспортного средства, на котором было совершено данное нарушение. Мэр города Рихард Эйгим обещает задействовать все законные штрафные санкции и дал указание применять максимально высокие штрафы (вплоть до 2000 евро) для злостных нарушителей.

 

В целом специалисты признают, что жители Латвии не приучены к правильному обхозяйствованию мусора, и, возможно, только методом кнута и пряника удастся навести порядок в этой сфере. Причем с годами ситуация не улучшается. А. Пуданс рассказывает о наглядном примере – акции по сбору «зеленой массы» в микрорайонах. Если в первый год, когда большие контейнеры поставили по городу, люди реально выбрасывали в них старую траву и ветки, то в этом году «зеленой массы» в них было хорошо если процентов двадцать. Остальное – самый различный мусор, который, как было очевидно, жители частного сектора специально подготовили к этой акции. «С одной стороны, жаль, что жители так относятся к сбору "зеленой массы". С другой стороны, хорошо, что этот мусор не оказался в лесу, а был выброшен в контейнеры, хоть они для него и не предусмотрены», – констатирует А. Пуданс. На вопрос, будут ли еще проводить сезонные акции по сбору биологических отходов из частного сектора, он пока не дает однозначного ответа.

 

Айвар Пуданс, руководитель Управления коммунального хозяйства:

 

«Руководство города, наконец, услышало нас и объявило бой создателям стихийных свалок. Нарушителей, вывозящих мусор в леса, будем ловить и жестоко наказывать. Деньги, которые приходится каждый год тратить на ликвидацию свалок, можно потратить на благоустройство города».