Хронические болезни латвийской медицины. Часть 21

Хронические болезни латвийской медицины. Часть 2
«Коли доктор сыт, так и больному легче!» - так говаривал герой Леонида Броневого в «Формуле любви». За эту фразу кто-то из наших современников наверняка пожелает поставить к стенке этого провинциального врача из советского фильма. 

Другой просто посмеётся над потрясающими диалогами этой картины. Некоторые же найдут в этих словах очень глубокий смысл и пищу к размышлению. Попробуем присоединиться к последней группе и попытаемся найти ответ на вопрос, действительно ли мысли о деньгах для врача преступны.

 

Леху Валенсе принадлежат слова: «Точка зрения зависит от точки сидения!» Мудрая фраза польского политика  говорит о том, что мнение самого пациента, то есть человека, представляющего саму медицину, будет отличаться от мнения воображаемого врача – государственных мужей с одной стороны и различных слоев населения с другой. Ведь каждый из них видит проблему по-своему.

 

Сам пациент уверен в том, что зарплаты на сегодняшний день неадекватно малы. Не так давно руководитель одного из крупнейших медицинских центров страны, клинической университетской больницы имени Страдиня, Динс Шмитс назвал размер оплаты труда, который соответствовал бы реалиям жизни в нашей стране и, собственно, желанию самих медиков. 2000 евро для врача, 800 - для среднего медицинского персонала. Аргументов в пользу значительного повышения навскидку можно назвать множество. Среди них и повышенная мотивация специалиста, и больший шанс заставить молодежь остаться в Латвии.

 

Это отражение ситуации в целом, но и в среде врачей мнения разнятся. Бесспорно, лучший специалист в одной из сложнейших сфер - стоматологии, по имени Анда, говорит:

 

- Всему есть свой предел. Я вложила столько труда в то, что умею и делаю сейчас, что никогда не опущусь ниже определенной финансовой планки! Пусть что хотят, то и  говорят обо мне, но я знаю свой минимум доходов и готова хоть завтра просто уйти, если не буду возможности заработать его!


Врач-психиатр Маша довольна сегодняшней зарплатой:

 

- Каждый человек всегда хочет больше, это нормально! Я тоже, почему нет? Но на сегодняшний день моего заработка мне хватает. Я не считаю себя бедной или обделенной!


Опытнейший преподаватель Аусма же в голос возмущается меркантильностью коллег:

 

- Забастовка? Поднятие зарплат? Господи, больше думать не о чем! Всегда медики получали немного! Работать нужно, а не о деньгах думать!


Анду расстрелять, Машу оставить в покое, а Аусму носить на руках? Я угадал вашу первую мысль? А что делать с человеком, занимающим руководящую должность в одном из крупных медицинских учреждений страны, который предлагает своим же сотрудникам старый анекдотичный способ заработка – вот тебе пистолет и крутись, как хочешь?

 

Назовем его Константин Андреевич. Медсестра Илона однажды нагло спросила у него:

 

- Константин Андреевич, почему у меня такая низкая зарплата? (речь шла о примерно 200 латах)


- Вы, Илона, должны понимать, что это нормально, у медиков всегда были низкие зарплаты! (в этом месте стоит заметить, что у самого Константина Андреевича имеется не только большая зарплата начальника, но и заметный в том городе частный бизнес)


- А как мне прожить на эту зарплату, если я одна в семье работаю? – не унималась медсестра.


- Надо активнее на даче работать, выращивать овощи, вот и будет Вам полегче!


- А если у меня нет дачи? – нашлась назойливая медсестра.


- Тогда можете взять участок в аренду! – сориентировался начальник.


После этого Илона поняла, что пробить стену ей не удастся и прекратила тщетные попытки объяснить «хроническому» чиновнику, что не все так гладко. Подход самого правительства, которое теоретически может добиться выздоровления медицины, в точности копирует маленького начальника той самой Илоны. В медицине есть золотое правило «не навреди!». Будучи врачом средненьким, правительство строго придерживается этого правила – нет массовых увольнений, забастовок, люди, кажется, продолжают лечить и лечиться, а значит наш больной скорее жив, чем мертв.  В этой ситуации наш посредственный специалист думает, что лучше его не трогать, мало ли чего! В своих действиях он не уверен, словно студент-третьекурсник, поэтому его точечные шаги не в состоянии возыметь комплексного воздействия. И иногда складывается впечатление, что они направлены не на лечение больного, а на формальное получение зачета по своему предмету, то есть на поддержание собственного рейтинга на уровне прохождения в Сейм.

 

И наконец, третья сторона – латвийский народ. Наше общество очень неоднородно, но в вопросе зарплат врачам оно практически единодушно -  и так жирно им. Такое отношение продиктовано несколькими причинами. Средний латвиец беден, как церковная мышь. И эта его бедность уже преобрела характер неизлечимого недуга, по крайней мере сам бедняк уже не видит перспективы выбраться из этого капкана, поэтому любой, кто богаче его, вызывает раздражение.

 

Ещё в предыдущей заметке я спрашивал читателя, доводилось ли ему сталкиваться со снобизмом, равнодушием и некомпетентностью. Конечно, да. Лишние люди в медицине куда более заметны, чем в любой другой сфере. Ведь на кону здоровье и даже жизнь! Замечательные люди и специалисты на их фоне блекнут, а раз ничего хорошего латвиец не видит, то и повышать зарплаты не за что!

 

В заключение предлагаю взглянуть на эту ситуацию с другой стороны. Опытные врачи и их начинающие коллеги, те, кто все свои силы отдает своей работе и личному образованию поставлены в те же условия, что и любая церковная мышь. Да, их доходы сейчас выше, чем у работника  конвейера и так далее, но и вложили они в свою работу несравнимо больше.  Но в целом, никто не отличается от той самой мыши.

 

Отсутствие финансовых перспектив со временем убивает в них самое главное, что должно быть у врача – любовь и сострадание. Молодое же поколение, не желающее мириться с бедностью, после занятий трусцой бежит на уроки немецкого! Поэтому существенное увеличение доходов – единственный способ удержать лучших людей здесь, в Латвии! Естественно, таких, как Ольга из первой заметки, это не исправит, но как подвинуть их, по крайней мере, со временем, я рассказывал!

 

P.S.  И все же, никакое финансовое благополучие врача не избавит страну от массы недовольных ими. Все равно гнев в их сторону не утихнет. Возможно, его градус упадет, но не так, чтобы очень! Отношения врача с пациентом очень сложны и интересны для наблюдения и анализа, но об этом в следующий раз!