Они возвращаются всегда13

Они возвращаются всегда
Обыкновенная ситуация сегодняшнего дня: встречаешь, к примеру, старого знакомого – нормальный человек, добрый, порядочный, умница - болтаешь с ним о чем-то общем, приятном, но вот зашла речь на тему Россия-Украина-Европа-Америка, и – как тумблер переключили – глядь: а перед тобой возбужденный «державный» дурак и мерзавец , тупо агрессивный – с инкубаторским набором фраз и клонированными «киселевскими» мозгами.

Не знаю, как с успехами в нанотехнологиях, но в ЭТОЙ области всем нос утерли:  подобный по скорости, массовости и результативности оглупляющий пропагандистский эффект не имеет исторических аналогов;  так стремительно ни у кого не получалась – ни у немцев в тридцатых, ни у китайцев в шестидесятых; это интереснейшая тема для будущих историков, психологов и социологов;  сегодняшнему же человечеству не до научного любопытства – расхлебаться бы с нами духовными...

 

...Итак речь пойдет об одном из удивительнейших и перспективнейших в своем потенциале свойств человеческой натуры – о...  Дальше понятно будет.

 

***

 

В середине девяностых годов я работал в коммерческой телестудии - мы делали документальные (а по сути – рекламно-престижные) фильмы для крупных промышленных предприятий. И вот однажды пришел заказчик - сможем ли мы сделать фильм о нефтебазе (не напрягайтесь – фирма вымышленная).

 

- Конечно сможем, - сказал я.

 

- А вы когда-нибудь делали кино о нефтебазе?

 

- Нет, но мы делали о разных других предприятиях.

 

Нефтебазовский гонец попросил показать ему что-нибудь в качестве образца. Я поставил двадцатиминутный фильм о «Даутексе» (название фирмы вымышленное). Кино понравилось, но было одно замечание: оно было не о нефтебазе.

 

Разговор вернулся на стартовую позицию:

 

- А о нефтебазе делали что-нибудь?

 

- Нет, не делали.

 

- А о чем делали, покажите. Я же должен видеть, как вы умеете делать.

 

- Могу показать фильм о ЗПЦ (название фирмы вымышленное).

 

- Покажите.

 

Показал. Понравилось:

 

- Хороший фильм. Но это же не о нефтебазе.  Как я могу знать, сможете ли сделать о нефтебазе.

 

- Ну, смогли же о других – и о нефтебазе сможем. Думаете о мясокомбинате легче делать?

 

- А покажите о мясокомбинате.

 

Показал. Понравилось:

 

- Хорошо сделано. Но это же мясокомбинат, а не нефтебаза. У нас совершенно другая деятельность... А не знаете: кто-нибудь в городе умеет снимать про нефтебазу?

 

...Так и ушел.  Искать опытного по нефтебазам.

 

***

 

Тема переноса опыта – это тема популярного в 60-е годы киевского психолога А.Н. Лука. Оказывается был вопрос: а возможно ли найти общую для разных народов сказку о любимейшем сказочном герое – о дураке? И такая универсальная сказка была найдена – многие ее помнят с детства. Это, когда дурак идет по дороге и встречает людей, которые обильный урожай куда-то в одну кучу сносят. Ну и научили они невежу  здороваться, а заодно приветствовать встречных пожеланием «носить вам не переносить!»

 

Идет герой дальше по дороге и встречает похоронную процессию – люди гроб тащат.

 

- Носить вам не переносить! – приветствует.

 

Надавали ему по шее:

 

- Нельзя такого говорить!

 

- А как можно?

 

- А говорить нужно: «не видать бы такого никогда!»

 

Идет он дальше, встречает свадьбу...В общем опять получил за свое пожелание по шее и - новую науку: «целоваться бы тебе с ней – обниматься!»

 

Дальше ему, кто помнит, мужик со свиньей встретился – на бойню ее гнал. После пожелания целоваться и обниматься со своей свиньей,  прохожий отлупил дурака, а заодно научил его правильным словам – «измазаться бы тебе по локти, наесться бы тебе до горла!»

 

...А дальше – очередной встречный человек навоз в тачке перевозил...

 

Повторяю:  варианты подобной сказочки имеются почти у всех народов мира. Практический вывод прост: упаси боже советовать дураку – сам потом виноват будешь. А главное качество конкретного героя – это то самое – «нефтебазовское» - неумение и непонимание механизма переноса опыта.


 С «государственной» же точки зрения такая форма глупости имеет один и тот же исторический результат: «ничему, бл...,  не научились – опять в ту же грязь вляпались!»


***

 

Из описанного опыта понятно, почему первым признаком думающего человека Эйнштейн полагал  умение понимать аналогии. Но есть проблема: аналогии привлекают даже тех, кому они не идут по определению. Вспомните, как конформистская масса патриотов-державников дразнила идущее против  течения либеральное меньшинство ...«бандерлогами» (?!!)  То есть: эти восемьдесят пять процентов и сегодня полагают себя гордыми мауглями.

 

Такая же история с современным державным пониманием антифашизма - это замечательный долгоиграющий анекдот с длинным и смешным перечислением известных российских «антифашистов»: начиная от Моторолы и заканчивая протоиереем с добрыми глазами.

 

Впрочем, умение видеть смешное, так же как и попытки ПРАВИЛЬНО понимать аналогии – это сегодня признак русофобии.  Идеальный уровень народно-патриотического юмора – это «Обама чмо».  А вариант Обамы с бананом – это уже для отдельных государственных интеллектуалов.


***

 

«Патриотический» юмор сам по себе – великолепный объект вышучивания. Примеры – у Козьмы Пруткова, у Салтыкова Щедрина, у Гашека... Ну не уживается здоровое чувство юмора с холуйскими порывами души. И самое яркое личное впечатление на эту тему – из далеких школьных времен.

 

Когда я учился в старших классах львовской средней школы, был у нас учитель истории СССР – классический идиот советского казенного образца. Это душевное качество позволяло ему серьезно относиться к собственному предмету и преподавать его в правильном ключе. Подобно другим идиотам, наш учитель ненавидел Америку даже не по должности, а  по велению сердца. В перерыве между темами он рассказывал нам, как страшно жить в Америке, как там голодные крысы безработному ребенку лицо объели - очень любил человек такие подробности. Некоторые ужасы про Америку он вычитывал из пропагандистских советских брошюр, а другие придумывал сам по тем же канонам. Но, поскольку он был идиотом без творческого начала, то хорошо придумать не получалось - у каждой страшилки нитки торчали наружу, но он не складывал руки.

 

Антиамериканский творческий зуд не давал покоя нашему идиоту-учителю  круглые сутки, и однажды он принес в класс придуманную им поговорку – «ты что: из Америки приехал!»  Этот  собственный патриотический продукт он задумал внедрить в массы. Начал, естественно, с нас – собственного класса. К примеру, когда кто-то не мог ответить на вопрос «ну-ка скажи о чем я сейчас говорил», наш учитель делал интригующую паузу и выдавал искрометную шутку:

 

- Ты что: из Америки приехал?!

 

После чего окидывал класс веселым победительным взглядом, типа: ну как я отмочил!  Нам палец в рот не клади!

 

В течение одного урока он находил повод повторить этот юмор несколько раз, и даже подбадривал нас жестами: подхватывайте, ребята, подхватывайте.

 

...Блин, я несколько десятилетий не думал о своем учителе, а последний год вспоминаю его чуть не каждый день. К чему бы это?!