За рулем во сне: опасности, подстерегающие сомнамбул

За рулем во сне: опасности, подстерегающие сомнамбул
Даже ходить во сне бывает весьма опасно, но если в таком состоянии сесть за руль, возникает реальная угроза жизни человека, страдающего сомнамбулизмом, и его окружающих. Невролог Гай Лешзинер рассказывает об одной из своих пациенток, которая во сне ухитрялась водить машину и даже мотоцикл.

Переехав из Канады в Великобританию, Джеки поселилась у одной пожилой женщины. Однажды та поинтересовалась, куда Джеки наведывалась прошлой ночью. Джеки ответила, что не выходила из дома. "Ну, вообще-то ты куда-то ездила на своем байке", — сказала хозяйка квартиры.

 

Джеки была потрясена и тут же спросила, надевала ли она шлем. "Да, на тебе был шлем, когда ты спустилась по лестнице и вышла из дома," — рассказала женщина, добавив, что Джеки отсутствовала около 20 минут.

 

Джеки ничего этого не помнила, потому что все это время спала. Никаких следов от ее поездки не осталось: Джеки аккуратно поставила свой мотоцикл на то же самое место, на котором он стоял вечером.

 

В детстве, которое Джеки провела в Канаде, подружки-скауты неохотно соглашались ночевать с ней в одной палатке. "Я издавала что-то вроде рычания, и это было довольно громко, — рассказывает Джеки. — Наверное, им казалось, что где-то рядом медведь. Я так часто и громко рычала, что это пугало их, они отказывались ночевать рядом со мной".

 

Джеки была головной болью и для организаторов таких поездок на природу. "Я могла проснуться среди ночи и уйти на речку или в лес. Помешать этому у взрослых не получалось, приходилось меня разыскивать и приводить обратно в лагерь", — вспоминает она.

 

Джеки страдает лунатизмом с детства. "Я выходила ночью в гостиную и открывала дверь к родителям. Маму это очень пугало, а папа просто брал меня за руку, отводил обратно в комнату и укладывал в постель", — рассказывает Джеки.

 

Такое случается со многими детьми. Они могут говорить во сне или есть. Они могут истошно кричать, испугавшись ночного кошмара, а потом ничего об этом не помнить. Многие родители признаются, что в такие моменты были напуганы не меньше своих детей.

 

Подобные расстройства сна называются парасомнией. Она случается вне фазы быстрого сна (так называемой БДГ-фазы, сопровождающейся быстрыми движениями глаз и сновидениями). У детей парасомния постепенно проходит по мере взросления, но в 1-2% случаев остается и во взрослом возрасте. Джеки думала, что решит проблему, отдав ключи от своего мотобайка хозяйке квартиры. Но оказалось, что не все так просто.

 

Однажды много лет спустя, когда Джеки жила в местечке Сифорд близ Брайтона, соседи спросили ее, что она делала в районе двух часов ночи. Джеки ответила, что спала, на что они возразили: "Нет-нет, ты куда-то уезжала на машине, когда мы подходили к дому".

 

Джеки рассказывает, что и в этот раз ничего подобного она не помнила. "Сначала я на мотоцикле ездила, и вот теперь — на машине", — говорит она. Автомобиль Джеки, как и в случае с мотоциклом, стоял на своем обычном месте, не было никаких намеков на ее ночные похождения.

 

Впрочем, новость о вождении машины во сне не стала для Джеки таким уж большим сюрпризом. История с мотоциклом произошла много лет назад, но недавно она посреди ночи ходила во сне по круизному лайнеру.

 

Тогда, чтобы уберечь себя от несчастного случая, Джеки отдала ключи от своей каюты одному из членов экипажа, который каждый вечер запирал ее, а утром возвращался, чтобы отпереть дверь. Кроме того, Джеки уже успела прогуляться во сне и по ночному Сифорду. Но мысль о том, что она водила машину во сне, поставив под угрозу и свою, и чужие жизни, привела Джеки в ужас. Она поняла, что пора идти к врачу.

 

Ученым уже давно известно, что дельфины, морские котики и птицы способны бодрствовать, когда половина их мозга погружена в сон. Они могут плавать или летать во сне. С людьми ничего подобного обычно не происходит. Но мы знаем, что при некоторых состояниях одни участки нашего мозга могут бодрствовать, а другие — спать.

 

При остром недосыпании некоторые части коры нашего головного мозга могут впадать в режим локального сна: электроэнцефалограмма такого участка головного мозга соответствует состоянию сна.

 

Исследования состояния сомнамбул показывают, что часть их мозга, отвечающая за зрение, движение и эмоции, активна, в то время как области мозга, связанные с памятью, принятием решений и рациональным мышлением, находятся в глубоком сне.

 

Это частично объясняет, почему лунатики выглядят так, будто находятся в сознании: у них открыты глаза, они могут говорить и выполнять сложные функции (например, вести машину), но при этом ведут себя странно и потом ничего (или почти ничего) не могут вспомнить.

 

Все это, возможно, имеет под собой генетическую основу. Исследования выявили участки генома, которые, по предварительным оценкам, могут быть связаны с таким расстройством. Многие из пациентов Центра расстройств сна в лондонской больнице Гайс рассказывают, что в их семьях на протяжении поколений люди сталкивались с парасомнией. Джеки в итоге тоже попала в эту больницу. Но она смогла найти и некоторые способы самостоятельно справляться со своей проблемой.

 

Поначалу Джеки вешала на ручку входной двери довольно большой и звучный колокольчик, который обычно надевают на шею коровам. Но ее партнер Эд ничего не слышал: у него очень крепкий сон. Более громкий колокольчик мог разбудить соседей, поэтому от идеи пришлось отказаться.

 

После этого Джеки приобрела сейф, запирающийся на определенное время. Каждый вечер она запирала ключи в сейфе, зная, что он не откроется раньше шести часов утра. Запасную связку ключей она отдавала соседям. Эта идея сработала, и Джеки уже больше не садилась за руль во сне.

 

Многим подобное расстройство кажется постыдным. Некоторые лунатики пишут эсэмэски или звонят кому-нибудь посреди ночи, готовят во сне еду или обнаруживают себя полуодетыми на улице. "Я знаю человека, который каждую ночь вставал, пел национальный гимн и опять ложился как ни в чем не бывало", — рассказывает профессор Мейр Кригер из Йельского университета.

 

Но для некоторых парасомния в стадии медленного сна может быть крайне опасной. "Нас очень беспокоят случаи, когда пациент с таким расстройством имеет доступ к машине, когда он выходит из дома или берет в руки опасные предметы вроде ножей", — говорит Кригер.

 

Впрочем, для подавляющего большинства людей парасомния в фазе медленного сна не столь опасна и вполне поддается контролю. Все, что приводит к нарушениям сна, например, апноэ (состояние, когда человек перестает дышать во сне), может спровоцировать и развитие парасомнии.

 

Бороться с парасомнией помогает гигиена сна. Но в более тяжелых случаях без лекарств не обойтись. Впрочем, история Джеки показывает, что помочь могут даже простые меры предосторожности, такие как запирание ключей в запрограммированном сейфе.

 

Как добиться хорошего сна:

 

- Вставать и ложиться в одно и то же время

- Избегать стресса и алкоголя

- Снизить потребление кофеина

- Исключить громкие ночные звуки (шум от близлежащей автострады или храп)

- Хорошо высыпаться.

 

Раньше мы считали, что человек либо бодрствует, либо спит, и никаких промежуточных состояний не бывает. Но история Джеки и многие другие подобные случаи доказывают, что это не так.

 

На самом деле сон и бодрствование находятся на противоположных концах диапазона активности головного мозга. Наше поведение, ясность воспоминаний и и многие другие способности зависят от того, в какой точке этого диапазона в данный момент находится состояние мозга.

 

Поэтому, когда мы истощены от недосыпания, определенные участки нашего мозга впадают в сон, хотя сами мы и не спим. Это объясняет, почему в таком состоянии наши умственные способности ослаблены.

 

А когда мы крепко спим, некоторые участки нашего мозга, наоборот, способны бодрствовать. Это и объясняет, почему некоторые из нас вдруг начинают так странно вести себя во сне.