Как закрывается Игналинская АЭС3

Надеемся, что эта тема будет интересна нашим соседям, особенно Даугавпилсу, входящему в 50-километровую зону ИАЭС. Кроме того, в Латвии и Эстонии имеются свои проблемы с обращением радиоактивных отходов (РАО).

Ядерное наследие стран Балтии

Процессы снятия с эксплуатации ИАЭС с ее двумя реакторами по 1500 МВт каждый, вызывают пристальное внимание не только Еврокомиссии, финансирующей этот процесс, но и соседних стран.

 

Однако при этом в тени остаются вопросы упорядочения РАО в латвийском Саласпилсе, где в 1961-1998 годах работал исследовательский реактор (5МВт), а также в эстонском Палдиски, где в 1960-1989 г.г. действовали два учебных реактора (70МВт и 90МВт) Центра подготовки подводников ВМФ СССР.

 

Топливо из этих реакторов выгружено и вывезено в Россию, но сами реакторы не демонтированы. Вопросы возведения хранилищ РАО, в которые поместят отходы после демонтажа реакторов, тоже в далеком будущем.

 

Если в Эстонии хотя бы существует план возведения современного хранилища радиоактивных отходов к 2040 году, то в Латвии с этим до сих пор нет ясности, к тому же не решен вопрос с финансированием строительства хранилища радиоактивных отходов, которые появятся после демонтажа реактора.

 

Кроме того, в Саласпилсском реакторе находится 100 куб. м радиоактивной воды, которая через проржавевшие сварные швы емкостей уже вытекала в окружающую среду.

 

На фоне этих проблем, пусть и маленьких реакторов с небольшим количеством радиоактивных отходов, но с большой неясностью перспектив их захоронения, состояние дел на Игналинской АЭС вполне понятное и определенное.

 

Возможно, литовский опыт, несмотря на разницу масштабов работ, будет в какой-то мере полезен для Латвии и Эстонии.

 

Залог успешного решения задач - четкий план и финансирование

 

Первый энергоблок ИАЭС был остановлен 31 декабря 2004 года, второй – 31 декабря 2009 года. Прекращение работы энергоблоков стали черными днями для Висагинаса - города атомщиков, но на этом жизнь не закончилась.

 

Как закрывается Игналинская АЭС
На ИАЭС удалось сохранить квалифицированный персонал.

 

Сегодня на ИАЭС трудится примерно 1900 человек. Благодаря избранной стратегии немедленного демонтажа, удалось сохранить квалифицированный персонал, который строил и эксплуатировал станцию.

 

Подготовка к выводу ИАЭС из эксплуатации началась в 1999 году, когда Литва, уступая требованиям Евросоюза, согласилась остановить сначала первый блок, а затем и второй.

 

Тогда же, в 1999 году и была начата подготовка предварительного плана снятия ИАЭС с эксплуатации. В дальнейшем этот документ подвергался корректировке до тех пор, пока в 2014 году не был утвержден Окончательный план снятия с эксплуатации (ОПСЭ) - до 2038 года. В этом году подготовлен обновленный ОПСЭ.

 

ОПСЭ является той базой, которая определяет всю последовательность и порядок работ по закрытию ИАЭС. В этом документе расписаны все моменты – от подготовки документации до воплощения в жизнь уникальных многомиллионных проектов.

 

О некоторых из них расскажем ниже, а здесь подведем черту: при закрытии ядерных объектов отсутствие четкого плана, должного финансирования и высококвалифицированного персонала чревато тяжелыми последствиями для окружающей среды, для ныне живущих людей и для будущих поколений.

 

Важнейшие проекты

 

В отличие от Латвии и Эстонии, отработанное отработавшее ядерное топливо с ИАЭС никогда не вывозилось в Россию. Оно накапливалось в бассейнах выдержки, расположенных рядом с центральным залом каждого реактора, где хранилось 5 лет и более.

 

Еще в период эксплуатации станции, в 1999 году, на открытой площадке было построено сухое хранилище для отработанного ядерного топлива – ХОЯТ, куда до 2009 года было выгружено 6 тысяч тепловыделяющих сборок. 

 

Как закрывается Игналинская АЭС
Первые контейнеры были загружены 20 лет назад. Срок эксплуатации – 50 лет.

 

Всего в период эксплуатации ИАЭС накопилось около 22000 тепловыделяющих сборок, то есть 2500 тонн отработанного ядерного топлива, и для его хранения нужно было построить, уже в закрытом комплексе, новое Промежуточное хранилище отработанного отработавшего ядерного топлива – ПХОЯТ, стоимость которого составила более около 200 млн евро.

 

Как закрывается Игналинская АЭС
ПХОЯТ. Платформа, на которой заваривают крышки контейнеров. Для заваривания двух крышек контейнера требуется 14,4 м сварных швов.

 

Промышленная эксплуатация этого объекта началась в 2017 г., и в апреле этого года в хранилище торжественно загрузили сотый контейнер из 190.

Другой важнейший проект - Комплекс по обращению и хранению твердых радиоактивных отходов (КОХТО, стоимостью почти 197 млн евро). В настоящее время в этом комплексе проходят горячие испытания, после которых Государственная инспекция по атомной энергетике (VATESI) выдаст разрешение на промышленную эксплуатацию.

 

Суть работы комплекса заключается в том, чтобы извлекать накопленные отходы из предназначенных для этого сооружений, сортировать их по уровню радиоактивности и по физическому состоянию (плотности), уменьшать их объемы путем прессования или сжигания. Затем отходы, а также пепел после сжигания упаковываются в контейнеры.

 

Треть оборудования ИАЭС уже демонтирована

 

Как закрывается Игналинская АЭС
Таким был турбинный зал до демонтажа.

 

Стратегия немедленного демонтажа предполагает его начало сразу же после останова реактора, и, начиная с 2010 года, на ИАЭС уже демонтировано более 50 тыс. тонн оборудования и связанных с ним конструкций.

 

Это составляет 32 проц. от общего количества оборудования, которое планируется демонтировать за весь период снятия с эксплуатации до 2038 года. По данным 2018 года, всего до 2038 года планируется демонтировать более 150 тонн оборудования.

 

Как закрывается Игналинская АЭС
Тот, кто эксплуатировал ИАЭС, не могут без грусти смотреть на результаты демонтажа.

 

В турбинном зале первого энергоблока оборудования уже не осталось, а на втором блоке его демонтаж выполнен на 85 процентов. Большая часть демонтированного оборудования после очистки и проверки на загрязненность радионуклидами реализуется на аукционах как металлолом.

 

В 2018 году на ИАЭС было организовано 69 аукционов по продаже ненужного имущества, что позволило заработать почти 1,9 млн. евро, из которых почти 1 млн. евро был получен от продажи демонтированного оборудования.

 

Работы по демонтажу и дезактивации выполняются силами персонала ИАЭС и финансируются из Международного фонда поддержки снятия с эксплуатации Игналинской АЭС и средств Игналинской программы.

 

Концепция демонтажа реакторов станет известна к 2023 году

 

Как закрывается Игналинская АЭС
Центральный зал.

 

Один из важных вопросов, который волнует не только жителей Висагинаса, но и людей, живущих в 50-километровой зоне ИАЭС, включая Даугавпилс, это демонтаж реактора.

 

- Когда общественность сможет ознакомиться с Оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проектам демонтажа реактора и его систем? – такой вопрос задала редакция news.tts.lt гендиректору ИАЭС Аудрюсу Каменасу.

 

- В настоящее время мы готовимся объявить конкурс на первую стадию подготовки проекта демонтажа реактора. Эта стадия подразумевает разработку концепции демонтажа и как одну из ее составных частей – подготовку ОВОС. Для этой задачи отведен срок до 2023 года.

 

- Есть ли решение по утилизации радиоактивного графита реактора?

 

- Извлеченный из реактора графит будет укладываться в специальные стальные бочки, которые будут устанавливаться в толстостенный бетонный контейнер. Проблем с утилизацией графитовой кладки реактора не должно быть.

 

На международной конференции по радиоактивному графиту, которая проходила в прошлом году в Вильнюсе, мы докладывали о том, как планируем утилизировать графит, и ни у кого не возникло вопросов по тому методу, который мы планируем применить.

 

Над изучением проблем демонтажа графитовой кладки уран-графитовых реакторов работают специалисты многих стран, с которыми мы постоянно обмениваемся опытом.

 

«Мы открыты для общественности»

 

Как закрывается Игналинская АЭС
Генеральный директор ИАЭС Аудрюс Каменас.

 

В интервью с гендиректором ИАЭС редакция news.tts.lt напомнила Аудрюсу Каменасу о том, что наши соседи из Даугавпилса очень чувствительно реагируют на любые события на ИАЭС.

 

В последнее время их встревожило объявление конкурса по выбору подрядчика для проекта В25/2 (могильник для низко- и среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов). И это несмотря на то, что ОВОС был выполнен несколько лет назад и уже давно представлен соседям.

 

- Г-н Каменас, ведется ли информационная работа с населением, живущим в 50-километровой зоне?

 

- Последняя встреча наших специалистов с жителями Латвии (Демене) проходила в 2016 году. Тогда мы ездили представлять общественности работы по снятию с эксплуатации. Недавно к нам обратились с вопросами по проекту В25/2 - могильника для низко- и среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов с латвийского радио.

 

Если есть потребность в информации, мы готовы продолжить диалог, согласовать место и время встречи с властями Даугавпилса и подробно ответить на все вопросы, чтобы развеять все страхи и обеспокоенность жителей.

 

Это в наших интересах – спокойно продолжать свою работу, вселяя в людей уверенность в том, что процессы закрытия ИАЭС не принесут им и окружающей среде никакой опасности.

 

К словам Аудрюса Каменаса можно добавить, что на сайте ИАЭС (https://www.iae.lt/) есть подробная информация на литовском, русском и английском языках обо всех проектах закрытия, а также телефон службы коммуникаций, куда можно обращаться с вопросами.

 

Бесценный опыт

 

В данной статье изложена ситуация сегодняшнего дня, но в процессе снятия ИАЭС с эксплуатации было немало трудностей: значительное отставание проектов, что повлекло к временному замораживанию финансирования; частая смена директоров, отсутствие взаимопонимания с подрядчиком больших проектов - «NUKEM Technologies GmbH».

 

Эта компания, как подрядчик по проекту Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива, пыталась доказать, что специалисты ИАЭС предоставили в конкурсной документации ошибочную информацию относительно поврежденных отработанных топливных сборок, что, якобы, обусловило дополнительные расходы «NUKEM Technologies GmbH».

 

Но ИАЭС защитила честь своих специалистов, а бывший подрядчик заплатит почти 800 тысяч евро за судебные издержки. Такое решение приняла Лондонская арбитражная коллегия в конце марта этого года.

 

Впервые в мире осуществляется немедленный демонтаж самых мощных уран-графитовых реакторов. Наработан бесценный опыт, и ИАЭС уверенно идет к своей цели - стать признанным экспертом по снятию с эксплуатации объектов ядерной энергетики.

 

 

Автор материала: Инна Негода 

Автор фотографий: ИАЭС

 

 

Самое интересное на news.tts.lt:

 



Православная Пасха глазами католика (ФОТО)

 



Шри-ланкийский Новый год в Висагинасе (ФОТО)

 



Радиоактивные отходы из других стран завозиться не будут. Только – из Майшягалы