К сведению приверженцев экологичных автомобилей13

К сведению приверженцев экологичных автомобилей
Многие уже привыкли к тому, что электромобили позиционируются как новое слово в спасении окружающей среды – ведь эти машины не производят выхлопных газов, в отличие от обычных авто с двигателем внутреннего сгорания.

Однако…

 

Согласно новым тарифам, полная зарядка аккумулятора Nissan Leaf (62 кВт/час) обойдется владельцу электромобиля в 49 евро – на такую же сумму можно залить 36 литров бензина, на котором, к примеру, Volkswagen Golf проедет около 600 километров, а электромобиль на полной зарядке – 385. То есть заправка электромобилей в Европе будет обходиться дороже, чем заправка машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания (SputnikNews).

 

Одна из крупнейших в Европе сетей заправочных станций для электромобилей Ionity назвала новые тарифы для пользователей. Если до изменений владелец электромобиля платил за полную зарядку аккумулятора своей машины – 8 евро, то в дальнейшем ему придется платить 0,76 евро за кВт/час, передает iauto.lv. Новые тарифы – оплата по фактическому потреблению – вступят в силу с 31 января.

 

Интернет-издание AutoEvolition указывает: дозаправка на АЗС этой сети станет для владельцев электромобилей невыгодной по сравнению с затратами на машины с двигателями внутреннего сгорания (Ionity – сеть заправочных станций, созданная компаниями BMW Group, Daimler, Ford Motor и Volkswagen Group, позже к ним присоединилась и Hyundai). На данный момент сеть насчитывает более 200 заправочных станций в 20 странах. Ionity поясняет: новая ценовая политика «более прозрачна и экономически жизнеспособна». Сеть АЗС также утверждает, что постоянным клиентам будут доступны разные программы лояльности, которые обеспечат их особыми ценами и условиями.

 

Однако…

 

Обратим более пристальный взор на Латвию, где в настоящее время зарегистрировано более 500 электромобилей. Представитель Дирекции безопасности дорожного движения Р. Румба в интервью Latvijas Radio (2019) пояснял, что на латвийских дорогах работает 70 станций быстрой зарядки электромобилей, при этом, по планам до конца 2021 года, «на наших дорогах будет в общей сложности до 150 станций». Напоминалось и о преимуществах для владельцев электромобилей: первичная регистрация в CSDD бесплатна, не надо платить налог на эксплуатацию транспортного средства, а также снижена налоговая ставка на принадлежащий предприятиям легковой транспорт. С электромобилей не берут плату за въезд в Юрмалу. Об этом и прочем можно узнать на портале e-transports.org.

 

Одновременно Латвия остается единственной из стран Балтии, которая платит очень дорого за содержание станций быстрой зарядки для электромобилей. Причина в том, что заправки для электромобилей у нас используются в разы реже, чем планировались при запуске проекта.

 

Однако...

 

Насколько машины, о которых идет речь, экологичны на самом деле? Дело в том, что электроинженеры с некоторых пор скептически воспринимают широко разрекламированный тренд. К примеру, в немецких СМИ все чаще появляются критические статьи, расследования и мнения в рамках темы. Так, в минувшем году на первом телеканале ARD был показан фильм репортажного плана «Может ли электромобиль спасти окружающую среду?».

 

Энергию машина берет из встроенной батареи, которая является центральной и самой крупной частью автомобиля. В зависимости от модели, она может весить до нескольких сот килограмм. Для производства этих батарей необходимо соответствующее сырье, самая важная составляющая – литий.

 

Откуда же литий? Из Хухуй, вестимо. Именно так (не очень благозвучно) называется провинция в Южной Америке, где добывается более 60% мировых запасов лития.

 


 

 

Idelreal.org:


«Это очень сухая область. Палящее солнце, песок, редкие кусты. Дождь здесь идет раз в год. Под реками тут понимаются ручейки, которые текут лишь несколько километров, а потом уходят в почву. Вода – очень большая ценность. И все-таки здесь издавна живут, занимаясь животноводством, около ста тысяч человек – народ колла. Озера здесь – под толстой коркой соли и пыли. На первый взгляд даже трудно поверить, что это озеро, а не часть соляной пустыни. В соленой озерной воде – ценный и желанный литий.

 

Рабочие сырьедобывающей фирмы Sales de Jujuy выкачивают воду на поверхность. Еще одна фирма – Minera Exar – сейчас строит вторую платформу для добычи. Из других озер региона берутся пробы. Повсюду на соляных озерах Аргентины, Боливии, Чили появляются скважины для добычи».

 

Сегодня пик спроса на литий, который добывается из глубины соленого озера – скважина глубиной 450 метров. Выкачивается 55 литров в секунду. Такие скважины хотят множить. Выкачанной водой заполняют огромные искусственные бассейны. Для выделения лития воду в бассейне оставляют испаряться на горячем солнце. Спустя полгода получают концентрированный раствор с шестью процентами лития, далее его предстоит обработать на фабрике, добавляя химикаты.

 


 

Понятно, что процесс добычи лития насколько трудоемок, настолько и выгоден. В последние годы цена на него взлетела на рынке в 7 раз. Вдохновленные огромной потребностью в батареях для электромобилей, инвесторы назвали литий «белым золотом». За тонну металла платят почти 14 тысяч американских долларов. Авторы упомянутого выше фильма отмечают: настроение происходящего напоминает времена золотой лихорадки. Указывают на разрушительные последствия для уникальных соленых озер Анд и источников воды в этом сухом регионе. Производство и добыча лития требуют много миллионов литров ценной пресной воды. Кроме того, выкачивание соленой воды из глубины озера приводит к тому, что редкие грунтовые воды стекаются с краев озера в середину, смешиваясь с соленой водой и становясь непригодными для употребления. Вода, накопленная тысячелетиями, держащая в балансе всю экосистему этого края, растратится таким образом за несколько лет.

 

Ситуация усугубляется тем, что правительство провинции Хухуй само имеет долю в самом крупном добывающем предприятии региона. Поэтому не проводится никаких проверок на экологическую совместимость добычи. У местного населения мнения тоже никто не спрашивает. Земля, на которой тамошние крестьяне живут и работают, принадлежит правительству. A кто владеет землей – тот и воду контролирует.

 

При производстве батареи для одной электромашины исчезают до 80 тыс. литров ценной воды.

 

Однако…

 

К 2025 году BMW собирается выпускать 25 моделей электромобилей, Volkswagen – 80, а Porsche – электрифицировать 50% всех машин. Даймлер («Мерседес») инвестирует 10 млрд евро в электромобильность. В 2025 году планируется электрифицировать каждую пятую модель BMW – то есть 20% всего объема выпускаемых машин. Примечательно, что на вопрос журналистов об отношении немецкого автопрома к добыче лития – от его представителей были получены расплывчатые ответы. Так, BMW признался, что не знает, откуда конкретно к ним поступает литий и как oн добывается:


«Не всегда возможно знать... в том числе потому, что отдельные фирмы из цепочки поставщиков не могут обеспечить полную прозрачность по причине конкурентности».

 

Получается, ради очищения воздуха в Европе и США следует закрывать глаза на ущерб, наносимый добычей сырья природе и людям других стран. Двойные стандарты и здесь тоже.

 

К сведению приверженцев экологичных автомобилей

 

Однако…

 

Почти все батареи, встроенные в немецкие машины, производятся в Китае и Южной Корее. Необходимую для производства электроэнергию поставляют фабрикам электростанции, работающие на угле. И как это вписывается в «зеленую» линию? К тому же производство батареи слишком энергозатратно. Шведский институт IVL подсчитал: за один киловатт/час мощности батареи в производстве в атмосферу выпускаются около 150-200 кг C02. При производстве электромобиля экологии наносится вдвойне больший ущерб, чем при производстве машины с двигателем внутреннего сгорания. Если для последних в основном требуется сталь, при производстве которой окружающей среде все-таки наносится меньший ущерб, то при производстве электромобиля понадобятся кобальт, марганец, литий, медь, алюминий, графит, и т. д. И чем больше батарея – тем больше вред для среды.

 

Так что с экологической точки зрения стремление производителей к увеличению объема батарей пока не выдерживает критики. Ученые требуют открытой информации, проведения общественной дискуссии. И нового мышления. Проблема видится в морально устаревшей европейской директиве о батареях и аккумуляторах. Литий-ионные батареи – наиболее распространенная сейчас технология – в ней даже не упоминаются. Когда директива принималась (2006 г.), их практически не было. По утверждению автора фильма, в Европе сегодня утилизируются около 10% всех батарей. Остальные оказываются на свалках Ганы и Нигерии — где их зачастую сжигают варварским образом, причиняя огромный вред окружающему пространству. А если законодательство не изменится, и электромобили станут массовыми?

 

Ведь это же огромный удар по природе! По мнению части экспертов, необходима новая концепция, благодаря которой транспорт может действительно предстать экологичным. Появится ли она?..