«И на груди его светилась медаль за город Будапешт»26

13 февраля 2020 года исполнилось ровно 75 лет с момента освобождения Будапешта советскими войсками. Только что были обнародованы уникальные архивные документы, повествующие об этом важном историческом событии.

В Министерстве обороны РФ отмечают: публикация рассекреченных документов об освобождении столицы Венгрии из фондов Центрального архива Минобороны продолжает деятельность военного ведомства, направленную на охрану исторической правды.

 

Рассекреченные материалы свидетельствуют, что за период боев за город Будапешт войсками фронта из числа окруженной группировки уничтожено:

 

  • солдат и офицеров – 49982,
  • танков и самоходных орудий – 203,
  • орудий разного калибра – 367,
  • бронемашин и бронетранспортеров – 253,
  • минометов – 490,
  • пулеметов – 1591,
  • самолетов – 189.

 

«Захвачено: плененных солдат и офицеров – 127202, в том числе высшие чины немецко-фашистской группировки, танков и СУ – 269, орудий разного калибра – 1257, бронемашин и бронетранспортеров – 83, минометов – 476, пулеметов – 1431, винтовок и автоматов – 41000, самолетов – 15…» – говорится во Внеочередном боевом донесении 2-го Украинского фронта.

 

Освобождением столицы Венгрии и разгромом окруженной немецко-фашистской группировки завершилась стратегическая наступательная операция войск 2-го и 3-го Украинских фронтов при участии кораблей Дунайской военной флотилии. Операция, начавшаяся 29 октября 1944 года, длилась 108 дней и ночей.

 

Столица Венгрии имела для немецко-фашистских войск огромное стратегическое значение. В связи с этим на подступах к городу была сооружена оборона в несколько эшелонов, а сам город превращен в неприступную крепость, что наглядно демонстрирует Схема группировки противника по состоянию на 1.12.1944 г.

 

«И на груди его светилась медаль за город Будапешт»
«И на груди его светилась медаль за город Будапешт»

Схема группировки противника по состоянию на 1.12.1944 г.

 

«Во избежание жертв среди мирного населения и разрушений 29 декабря 1944 года перед штурмом Будапешта командование Красной Армии направило двух парламентеров, которые предложили гитлеровцам сдать Будапешт мирно. Однако немецко-фашистские оккупанты подло убили членов мирной миссии».

 

За проявленное мужество и самообладание парламентеры Красной Армии – капитаны Илья Остапенко и Николай (Миколош) Штейнменц были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

 

В информсводке №440 представлены протоколы допросов военнопленных, показания которых иллюстрируют отношение гитлеровцев к венгерскому народу – как к населению вассального государства.

 

«И на груди его светилась медаль за город Будапешт»

 

В одном из документов описываются расправы над еврейским населением венгерского города Сегед: здесь, в еврейском гетто, принудительно содержалось 16 тысяч человек, которые затем под предлогом эвакуации в товарных вагонах были «отправлены в сторону Германии». Дальнейшая участь сегедских евреев неизвестна.

 

О том, что творили нацисты в венгерской столице, рассказывает Акт о зверствах в Будапеште:

 

«Обнаружено в пяти комнатах подвального помещения, в двух комнатах на первом этаже свыше пятисот трупов гражданского населения разного пола и возраста, в том числе и много грудных детей. Все трупы номерованы, последние номера четырехтысячные».

 

После разграбления страны немецкими оккупантами и вывозе большого количества продовольствия в Германию, венгерский народ, а особенно население Будапешта, находился в очень трудном положении. Жители столицы были обречены на голод. В марте для оказания им помощи руководством СССР было принято решение об отправке в Венгрию продовольствия, а в июне норма была повышена. В июне 1945 года для нужд населения Будапешта «бургомистру города передано: зерна 3000 тонн, сахара 1000 тонн, соли 960 тонн и 250 грузовых автомашин».

 

Научный директор Военно-исторического общества Михаил Мягков отмечает, что освобождение Будапешта – одна из самых сложных и кровопролитных операций Красной Армии, которую можно сравнить только со взятием Кенигсберга и Берлина (RG.RU). Во время штурма погибло 80 000 солдат. «Чтобы замедлить наступление Красной Армии», были подготовлены три полосы обороны города, противотанковые рвы, вагоны с песком.

 


 

«Представьте себе город в 200 кв. км, где все чердаки и подвалы были приспособлены под огневые точки. Пришлось применять средства вооружения, которые бы обеспечивали продвижение наших войск. Использовалась артиллерия и авиация. В результате штурма в Будапеште было полностью разрушено около восьми процентов зданий, а в общей сложности 15 процентов домов получили повреждения. Центр города сильно пострадал…» – отмечает эксперт.

 

Основным результатом сражения в Венгрии стало то, что гитлеровское командование было вынуждено бросить на юг 37 дополнительных дивизий. Это сильно облегчило жизнь войскам 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, и 12 января 1945 года они начали Висло-Одерскую наступательную операцию, которая вывела на подступы к Берлину.

 


Советский военный оркестр в освобожденном Будапеште

 

P. S. Старшим поколениям хорошо знакома песня на музыку Блантера и стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Стихи эти были написаны по горячим следам той войны. Примечательно, что автор отметил поэтическим словом не громкий штурм Берлина, а длинную, затяжную и изматывающую операцию по освобождению венгерской столицы. Наверное, легче было писать о Курске или Сталинграде. Позиционный фронт 1942-1943 гг. на центральном участке укладывался в стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», освобождение Будапешта воплотилось в простых, но таких щемящих душу строках вышеназванной песни:

 

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

 

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

 

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

 

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, —

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."

 

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

 

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

 

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

 

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

 

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.