Кораблекрушение у побережья Ливии может стать поводом для реформ в миграционной политике ЕС

Кораблекрушение у побережья Ливии может стать поводом для реформ в миграционной политике ЕС
Трагический инцидент у берегов Северной Африки, произошедший в воскресенье, 19 апреля, может стать одним из важнейших аргументов миграционной политики Европы на ближайшие несколько лет. Однако, по мнению европейских политиков, сложившаяся ситуация во многом обусловлена не экономическими проблемами «черного континента», но военными конфликтами в Ливии.

По последним данным, число погибших вблизи Триполи уже превышает 800 человек, некоторые из которых, как оказалось в процессе следствия, была заперты в нижних трюмах судна и не имели ни малейшего шанса на спасение. Одной из основных причин происшествия остается версия о том, что порядка 400 мигрантов вышли посмотреть на приближение некоего торгового судна, вызвав при этом критический крен корабля. Одновременно с этим следствие уже успело установить и тот факт, что капитан корабля находился в сильном алкогольном и наркотическом опьянении и не мог содействовать спасению утопающих.

 

Как подчеркивают эксперты, данное кораблекрушение нельзя назвать из ряда вон выходящим, так как аналогичные фатальные случаи уже не раз происходили на протяжении последних пяти лет. Лишь за 2014 год в водах Средиземного моря утонуло почти 3300 «искателей лучшей жизни» в Европе, а к середине апреля этого года эта цифра уже превысила отметку в 1700 жертв. Чаще всего представители стран третьего мира обращаются за услугой перевозки к контрабандистам, подавляющее число которых не имеют на своих суднах даже базовых аварийных приспособлений.

 

Мнения политиков разных стран ЕС касательно методов разрешения сложившейся ситуации пока что расходятся самым кардинальным образом. Италия, испытывающая наибольший приток мигрантов из африканского региона, предлагает попробовать решить проблему на корню – ввести миротворческий контингент в Ливию и подавить радикальные группировки при помощи силы. Такая идея кажется привлекательной и для Испании и Греции, которые также считают необходимым создание общеевропейской организации для контроля водных границ и осуществления масштабных поисково-спасательных операций. В свою очередь Франция и Германия надеются на более эффективное применение пограничных служб.

 

Отдельные политики считают проблему ливийского конфликта второстепенной, так как для многих мигрантов Ливия является лишь промежуточным пунктом по пути в Европу. На борту, потерпевшем крушение рядом с Сицилийским проливом, находилось множество выходцев из Алжира, Нигерии, Египта, Сенегала, Сомали, Замбии, Бангладеша, Ганы и других слаборазвитых стран. Помимо прочего, некоторые специалисты иронизируют по поводу международной статистики, так как до недавнего времени Ливия считалась страной с самым высоким показателем индекса развития человеческого потенциала среди всех государств Африки.

 

В ближайшее дни будущее миграционной политики ЕС будет решено на саммите заинтересованных Министерств иностранных и внутренних дел в Люксембурге. Среди разработанных, но пока ещё неутвержденных членами саммита пунктов новой политики уже можно встретить следующие параграфы:

 

  • о периодическом проведении спецопераций по уничтожению кораблей контрабандистов;
  • о регулярных встречах Европола, пограничного агентства Frontex, агентства EASO и Евроюста;
  • о волонтерском проекте переселения и защиты персон из «горячих точек»;
  • об обязательной биометрии (снятие отпечатков пальцев) всех мигрантов;