Про Трампа без шуток18

Про Трампа без шуток
Результаты выборов нового президента США оказались такими же шокирующими, как и утро 24 июня этого года, – Трамп стал такой же неожиданностью, как и Brexit Великобритании. К сожалению, за толстой пеленой шуток, мемов, компроматов и прочих хиханек-хаханек теперь нам придется долго разгребать причину того, почему же президентом Америки оказалась «темная лошадка».

СМИ уже пестрят разными аналитическими обзорами, в которых, однако, первостепенное значение уделяется не программе или глубинным предпосылками победы Дональда Трампа над Хиллари Клинтон, но новым методам политической технологии. То есть пока главным остается вопрос «Как?», но не «Почему?» или «Зачем?». Сыплются обещания о том, что грязные трюки и обильное поливание грязью теперь станут ещё более популярным инструментом для уничижения своих политических оппонентов. В качестве примера приводятся повторные президентские выборы в Австрии в декабре этого года. Не для красного словца сказано, но сейчас похожие процессы происходят даже в нашем небольшом Даугавпилсе.

 

Я говорил одно, но думал другое

 

Шок, который испытали жители США и других стран мира 9 ноября, по большому счету объясняется просто – это шок от провала политкорректности. Можно много размышлять о социологии и о том, что говорили Клинтон и Трамп, однако результаты голосования коллегии выборщиков оказались не столь шаткими, как в случае с тем же пресловутым Brexit: 218 против 278 голосов выборщиков. Если же мы посмотрим на выбор самих американцев (первый уровень выборов), то мы увидим ничью – 60 млн голосов за Клинтон и 59 млн за Трампа. Никто не ожидал такого расклада, в том числе и многие правительства Европейского Союза. Но почему это произошло?

 

Во-первых, стоит выделить одну важную деталь – популизм, эмоциональность и сенсации на этих выборах были не случайными. Политикам нужно было хоть как-то растормошить избирателей для достойной явки. Для этого даже были подключены комики, блогеры и актеры, которые подчеркивали важность даты 08.11. Наверное, именно благодаря этому и был установлен рекорд – самая высокая явка на выборах с 1968 года.

 

 

Во-вторых, нынешняя политическая этика зашла в такой страшный тупик, из которого без нормальной встряски ей просто не выбраться. Вы сегодня не можете взять и огульно писать/говорить про черное население, мусульман, мигрантов, геев и другие аналогичные группы, что бы они там не вытворяли – вас повяжут и обзовут одним из многих нехороших слов, придуманных за последние годы. А говорить обо всём этом как-то надо. Без прикрас, без перегибов, честно. Это очень сложно, при этом никто не хочет рисковать своей карьерой ради указания на то, что наш мир скатился в какую-то странную корректную муть.

 

На всем этом фоне самоуверенный и бахвалистый Дональд Трамп, конечно же, попадал в список супермаргиналов. Но этот маргинал оказался тем, кто говорил о реально больных вопросах, понятных многим. Поэтому теперь с экранов мы видим и слышим реплики экспертов вроде «я говорил так, но сердцем был за другое». Что ж, извините, но двуличие рано или поздно проигрывает.

 

Человек-эксперимент

 

География сторонников Трампа говорит сама за себя – это центральные («белые») штаты Америки. Но глупо было бы полагать, что Д. Т. выбрали фанаты Ку-клукс-клана, это не так.

 

В предвыборной программе Трампа мы видим предельно ясные вещи, мимо которых сложно пройти мимо. Вместо аморфной толерантности – депортации нелегалов и Великую американскую стену с Мексикой, вместо разнообразия – запрет на въезд мусульманам, вместо раскритикованной Obamacare – иной взгляд на здравоохранение и запрет абортов. Этот список пополняется поддержанием Патриотического акта, пыток в госструктурах, атак на «клеветнические СМИ» и другими интересными пунктами. И эти идеи нравятся очень многим, поскольку отвечают желанию «навести порядок в стране».

 

 

Почти все упомянутые выше пункты идут вразрез с Конституцией США и её Первой, Пятой, а также Восьмой поправками. Причем Трамп не выглядит новатором – некоторые его идеи уже пробовали проталкивать на законодательном уровне, в том числе в замаскированном виде, но были отклонены. Тем не менее это не исключает того факта, что Д. Т. всё равно может реализовать свои замыслы, хотя и в более мягкой форме. Скорее всего, именно за тем его и выдвинули из республиканцев. И да, мы знаем о сильном расхождении в симпатиях к нему в «партии слоников». Но ведь это абсолютно естественно, ведь риск по продвижению Трампа был просто огромным – народ и политики США до сих пор не верят в то, что это произошло. Политикам был нужен тот, кто смог бы проводить очень сложные и даже драматические реформы. Такой экспериментатор нашелся. Причем он интересен и для Европы.

 

Новый консерватизм

 

На победу Трампа можно смотреть с разных углов и масштабов. С точки зрения ярых поборников демократии – это ошибка, выросшая на грядке популизма. Для правящих в странах Балтии – это повод для выпадения в прострацию. Но вот для тех, кто смотрит на процессы с более глобального ракурса – это очередной симптом человеческой мысли. Имя которой – новый консерватизм (не путать с неоконсерваторами).

 

Вкратце. Новый консерватизм – доктрина, которая сейчас набирает популярность как в ЕС, так и в США. Суть его заключается в принципах «каждый сам за себя» и «простой гражданин (average people) на первом месте». Очень хорошо эту доктрину выразила новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй: «Граждане устали от иммиграции, произвола элит и либерального консенсуса, где их никто не слушает». С рыночной точки зрения новый консерватизм – это центристская позиция с небольшим креном влево. Так что и Мэй и Трамп дышат в унисон. 

 

Brexit и победа Дональда Трампа не просто случайность, но важный сигнал из самих обществ, которые изголодались по конкретике и решительным действиям. Никаких льгот для Латвии или Украины это новое мышление точно не сулит, хотя и в этом может скрываться большой плюс (многие приводят параллели с политикой Никсона, «Разрядкой»). В любом случае – рискованный, но жутко необходимый эксперимент начался.