1 609 380 евро в виде компенсаций

1 609 380 евро в виде компенсаций
Столько Латвийское государство выплатило истцам согласно решениям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) за последние шесть лет.

И что любопытно: более половины этих «небольших» компенсаций правительство выплатило заключенным, среди которых убийцы, насильники, грабители.

 

Любопытно, что последнее решение ЕСПЧ о выплате компенсации в пользу преступника относится к рецидивисту из Лудзы, который скончался за год до приговора.

 

3000 евро для покойника

 

Иск Максима Ващенкова из Лудзы ЕСПЧ частично удовлетворил 15 декабря 2016 года. Рецидивист Ващенков в свое время посчитал, что его необоснованно держали в тюрьме во время судебного следствия, и потребовал от государства выплаты моральной компенсации в размере 12 500 евро. Иск в ЕСПЧ был подан в середине мая 2012 года. Рассмотрев жалобу, ЕСПЧ постановил, что Латвийское государство должно выплатить по исковому заявлению 3000 евро. Сам Ващенков скончался 3 ноября 2015 года у телевизора в квартире своей бабушки Надежды в Лудзе от передозировки наркотиков. Судебную тяжбу за внука продолжила его бабушка. И дело, хоть и в неполном объеме, выиграла. Это первый случай в судопроизводстве Латвии, когда близкий родственник (до третьего колена) продолжает судиться в ЕСПЧ после смерти истца и выигрывает дело. Латвийское государство было против продолжения рассмотрения иска, но ЕСПЧ пришло к выводу, что бабушка, цитируем: «Имеет право продолжать судопроизводство вместо истца как с точки зрения требования моральной, так и материальной компенсации».

 

Основанием для частичного удовлетворения иска послужило то, что расследование, в том числе судебное, по делу Ващенкова затянулось, а он все это время содержался под стражей. Но что примечательно: стоило только его выпустить из СИЗО, как он совершил новые преступления! Однако этот факт ЕСПЧ учитывать не стал.

 

Украл, выпил – в тюрьму

 

Максим Ващенков родился в 1986 году. Мать умерла, отец и сестра живут и работают за границей. Старший брат еще в 1990-х скончался от передозировки наркотиков, средний по сей день отбывает срок за убийство. Максим пошел по стопам братьев – воровал, грабил, употреблял наркотики. Жил преимущественно у бабушки, которая, конечно, не могла совладать с внуком. 

 

Впервые в поле зрения полиции Максим попал в 15 лет за «хулиганку». Отделался, как говорится, легким испугом. В 19 лет совершил грабеж, за что суд гуманно его приговорил к 100 часам исправительных работ. Не исправился: через год сразу целый букет преступлений – грабеж, кража в группе лиц, мелкая кража. Приговор: год и 3 месяца тюремного заключения. После освобождения обосновался в Риге, где попался на нескольких мелких кражах, порче чужого имущества и незаконном обороте наркотиков (хранении). Получил год тюрьмы. В 2010 году снова попался на хранении наркотиков и отправился на нары на 8 месяцев. Выйдя на свободу, вернулся в родную Лудзу. Бабушка была готова последнее отдать внуку. Казалось бы, живи и радуйся жизни. Ан нет. В 2011 году на улице в Лудзе был ограблен мужчина, который оказался еще и полицейским из Риги. Преступник похитил золотую цепочку, деньги и сумку с... полицейской формой. Под подозрение, естественно, попал Ващенков. Одновременно в Лудзе были зарегистрированы три кражи – из магазина (магнитола), гаража (велосипед, инструменты) и угнан автомобиль.

Все эти преступления полиция раскрыла в течение нескольких дней. Были задержаны трое подозреваемых, в том числе Максим Ващенков. Учитывая, что он уже неоднократно был судим, для него мерой пресечения суд избрал арест. Но дело затянулось.

 

Как рассказал начальник отдела Криминальной полиции Лудзенского участка ЛРУ Денис Жулин, доказательная база в отношении Максима была достаточной. Но дело осложнилось тем, что ряд уголовных процессов было объединено в одно, в котором фигурировали несколько человек. Подозреваемые свою вину не признавали, всячески препятствовали ходу судебного процесса – не являлись на заседания, запугивали свидетелей. Вот судебный процесс и затянулся.

 

В связи с затянувшимся судом Максима Ващенкова продержали в заключении до 11 июля 2013 года (в СИЗО, таким образом, он пробыл неполных 2 года). Вероятно, наученный кем-то, Ващенков, еще находясь в заключении, подал иск в ЕСПЧ, хотя все это время судопроизводство против него не прекращалось.

 

Не успел Максим выйти из тюрьмы, как снова занялся преступной деятельностью – украл в магазине мобильный телефон и солнечные очки, с подельниками вымогал у лудзенца 200 евро. Вымогатели были задержаны и арестованы на 5 суток, затем отпущены. В 2014 году Максим Ващенков снова попался на хранении наркотиков, после этого последовало заявление в полицию о вымогательстве со стороны Ващенкова 1000 евро, но потом заявитель свое заявление отозвал. После этого поступили жалобы от участников уголовного дела об угрозах и применении физической силы со стороны Ващенкова. Затем он мошенническим путем взял быстрый кредит, а за день до смерти украл в Лудзенской библиотеке мобильный телефон. Кстати, за месяц до гибели медики его уже «откачивали» от передозировки наркотиков.

 

Да здравствует ЕСПЧ – самый гуманный суд!

 

Не ошибусь, если скажу, что любой из наших читателей согласится, что такому, как Максим Ващенков, не место на свободе. Кстати, полицейские, которым приходится чуть ли не ежедневно сталкиваться с такими типами, считают, что преступников, совершивших тяжкие, связанные с насилием преступления, необходимо сразу изолировать от общества. Так как безнаказанность порождает новые, причем все более тяжкие, преступления. 

 

Но в Европе, которая только совсем недавно начала сталкиваться с разгулом жестокой преступности, по-прежнему царят довольно либеральные взгляды. Поэтому и ЕСПЧ весьма гуманно относится к преступникам и из Латвии. Впрочем, не только Латвии.

 

Иск на миллион

 

Если говорить о самом крупном иске, который удовлетворил ЕСПЧ, то это дело «Вистиньш и Переплеткин против Латвии», о котором в свое время рассказывала газета «СейЧас». Тем не менее кратко напомним, о чем идет речь.

 

Еще в 1997 году государство фактически отняло у Яниса Вистиньша и Геннадия Переплеткина земельные участки на территории Рижского свободного порта. Владельцам земли предлагалась некая компенсация, несоизмеримая с реальной стоимостью. На сделку владельцы не пошли, требуя заплатить реальную стоимость недвижимости. На это не согласилось пойти государство. Оба владельца обратились в ЕСПЧ. Вистиньш требовал взыскать с латвийского государства 1 173 913 евро, а Переплеткин – 6 460 441 евро. И моральную компенсацию в размере 10 000 евро каждому. Иск был удовлетворен частично: Вистиньшу ЕСПЧ постановил возместить ущерб в размере 339 392 евро, а Переплеткину – 871 271 евро. Моральная компенсация составила 3000 евро каждому истцу.

 

Второй крупный иск был в деле «Ясинскис против Латвии»: ЕСПЧ приговорил Латвийское государство выплатить Александру Ясинскому 50 000 евро. Дело касалось смерти глухонемого сына Александра Ясинского, который из-за халатности полицейских скончался в медвытрезвителе. Жителя Балви в состоянии алкогольного опьянения подобрали на улице. И, несмотря на то что с полицией прибыла скорая помощь, было решено везти пьяного в медвытрезвитель. Как во время судебного следствия установил ЕСПЧ, в Управлении полиции Балвского района у сына истца были констатированы гематомы на лице, но медицинский осмотр проведен не был. Кроме того, у задержанного были отобраны блокнот и авторучка, при помощи которых он мог бы общаться, так как полицейские не понимали речь жестов. Отца задержанного, который мог бы объяснить потребности сына, сотрудники полиции известить о происшествии не соизволили. Несмотря на то что мужчина неоднократно (сколько раз – установить было невозможно) стучал в дверь камеры, никто на это не отреагировал. Только через 7 часов после помещения в камеру полиция проявила к нему интерес. Зайдя в камеру, полицейские обнаружили, как им показалось, спящего задержанного. Разбудить его не удалось. Прошло еще 7 часов, и только тогда была вызвана скорая помощь. Но было поздно – мужчина скончался.

 

Суммы компенсаций с 2010 по 2016 год 31 декабря, которые обязал ЕСПЧ выплатить Латвийское государство, были разными. Самая крупная компенсация составила более 1,2 млн евро. Были суммы на несколько десятков тысяч, но в основном это сравнительно небольшие суммы – от 1 до 5 тыс. евро.

 

Наконец, бывшей журналистке программы de facto Илзе Нагле ЕСПЧ постановил выплатить моральную компенсацию в размере 20 000 евро в связи с обыском в ее квартире сотрудниками Главного управления криминальной полиции по борьбе с экономическими преступлениями 11 мая 2010 года. По мнению ЕСПЧ, проводя обыск, правоохранители нарушили право журналистки на свободу слова.