Опасные "сюрпризы" закрытия Игналинской АЭС

Опасные "сюрпризы" закрытия Игналинской АЭС
5 октября 2010 года при проведении дезактивации контура реактора первого блока ИЭАС произошли разрывы в отдельных местах контура, через которые вылилось 300 куб. м радиоактивной жидкости. Пресс-служба ИАЭС сообщила, что инцидент был «неопасный», однако расследование, проведенное газетой Sugaradаs (г. Висагинас), заставляет усомниться в предоставленной официальной информации.

Маленькая ложь породила большое недоверие

12 октября на сайте ИАЭС появилась информация, датированная 5 октября, т.е., неделю спустя после инцидента. Вот ее содержание с некоторыми сокращениями: «5 октября 2010 года при проведении дезактивации … в контуре многократной принудительной циркуляции в одном из компонентов произошла разгерметизация и утечка за пределы контура применяемых в дезактивации химических реагентов - однопроцентной азотной кислоты и перманганата калия. Так как … работы проводятся в герметичных помещениях со специальными дренажными системами, никакие химические реагенты и загрязненные радиоактивными нуклидами материалы за пределы контролируемой зоны ИАЭС не распространились.

… Установлено, что в помещениях, где работал персонал, радиационный фон не превысил допустимых норм. Была проведена дезактивация помещений и приняты все другие необходимые меры безопасности. Установлено, что персонал, работавший в тех помещениях 5-6 октября, не пострадал, и никаких дополнительных доз облучения работники не получили. 4-7 октября не было зафиксировано повышенного выброса радионуклидов в окружающую среду».

Первый вопроc, который возник у читавших эту информацию: как 5 октября можно было знать, что 6-го никто не пострадал, а 7-го не было зафиксировано выбросов в окружающую среду?

Второй вопрос: почему в пресс-релизе не сказано о том, что вытекло 300 кубов радиоактивной жидкости?

Третий вопрос: могли ли дренажные системы быстро вобрать в себя 300 куб. м густой жидкости и не допустить протечек на нижние отметки?

В пресс-релизе было сказано, что проводилась дезактивация первого блока, однако коммуникационная служба не пояснила для общественности (а сайт рассчитан именно на нее, ибо на ИАЭС есть свой внутренний сайт для специалистов. – Прим. авт.), что работы проводились в самом «сердце» атомной станции – на блоке А1, где расположен реактор. А «основной циркуляционный корпус» - это система трубопроводов, по которым вода поступала в реактор, где превращалась в пар, который потом шел на турбины. Нетрудно предположить, сколько радиации вобрал в себя этот контур, который промывали для дезактивации.

По словам очевидцев

Опасные "сюрпризы" закрытия Игналинской АЭС
При выяснении происшедшего пришлось пользоваться анонимными источниками информации, собирать сведения «с миру по нитке», т.к. работники ИАЭС предупреждены о том, что вся информация предоставляется только через отдел коммуникаций и представителя по связям со СМИ Дайвы Римашаускайте. 

Следует сказать о том, что с приходом нового гендиректора О. Чюкшиса, который сменил на этом посту В. Шевалдина в начале февраля этого года, с ИАЭС были уволены 7 ведущих специалистов – без объяснения причин, а всего по соглашению сторон на начало октября в 2010 г. было уволено 17 специалистов.

Фразу «мы в ваших услугах больше не нуждаемся» боятся услышать многие атомщики, поэтому все источники автора анонимные.

По словам очевидцев, авария произошла на отметке +7м, а радиоактивная жидкость протекла до отметки, как минимум, -7м, а по некоторым данным, до -10м. И хотя в окружающую среду выброса радионуклидов не было, едва ли можно считать аварию локальной для самой ИАЭС. Пена от радиоактивной жидкости, которую работники ИАЭС собирали вручную, размазалась по стенам помещений, которые вобрали в себя радиацию. 

Проанализировав информацию, предоставленную источниками, можно сказать следующее. В прошлом году, после выгрузки топлива из реактора первого блока была спущена и вода. Вследствие этого некоторые элементы циркуляционного контура могли подвергнуться коррозии, особенно запорная арматура (задвижки, вентили и пр.) детали которой выполнены не из легированной стали, а из углеродистой, т.н., черного металла.

При промывке контура с использованием азотной кислоты, очевидно, не была соблюдена технология процесса, что и привело к разрушению отдельных элементов циркуляционного контура.

Последствия

Опасные "сюрпризы" закрытия Игналинской АЭС
Цель промывки циркуляционного контура – снижение уровня радиации для возможности разборки конструкций первого блока. Едва ли эта цель достигнута, т.к. работы завершить не удалось. Удастся ли восстановить разрушенные элементы, чтобы продолжить работы? По сведениям, полученным автором, было «вымыто» несколько тонн железа, а это означает значительное разрушение запорной арматуры. 

На разборку «грязного» блока уйдет значительно больше людских ресурсов, ибо время пребывания в «зоне» напрямую зависит от степени радиоактивного излучения места проведения работ.

Между тем, на закрытие ИАЭС выделена вполне конкретная сумма, в которую нужно уложиться. Но если так пойдут дела, как в случае с данным проектом, то Литве нужно будет находить аргументы для Брюсселя на выделение дополнительных средств.

«Станция безопасно эксплуатировалась 26 лет, а как только начались первые работы по дезактивации, уже получили опасный инцидент. Что же будет дальше?»- задают вопрос жители Висагинаса, города-спутника ИАЭС.

Выводы об инциденте должна была сделать специально созданная комиссия к 5 ноября, однако в этот день никакой информации не появилось. У многих есть опасение, что истинные причины аварии могут быть скрыты от общественности.