Первая террористическая

Первая террористическая
Международный терроризм – одна из острейших и глобальных проблем современности. Ужас в том, что мир уже потерял счет террористическим актам, когда один следует за другим, при этом фанатики не дорожат своей жизнью. На планете идет террористическая война.

Сегодня, люди, которые направляются с туристической или деловой целью в Париж, Ниццу, Лондон или другие крупно населенные города, опасаются стать жертвами терактов. Такие же мысли посещают тех, кто решил побывать в Турции или, к примеру, в Египте.

 

Мир адаптируется к страшным новостным реалиям из сферы современной жизни и смерти. И каждый очередной месяц открывает счет трагических событий для ни в чем неповинных людей. Не стал исключением и апрель 2017-го.

 

3 апреля в Санкт-Петербурге на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв в метро, осуществленный террористом-смертником – узбеком с российским паспортом. Этот теракт в поезде питерской подземки унес жизни 14 человек, число госпитализированных пострадавших достигло 55, некоторые из них находятся в тяжелейшем состоянии. К настоящему времени никто не взял на себя ответственность за произошедшее.

 

7 апреля в центре Стокгольма грузовик на скорости врезался в двери универмага, расположенного на центральной пешеходной улице шведской столицы. Погибли четыре человека, еще 15 пострадали. Этот террористический акт считают первым в современной истории Швеции, повлекшим человеческие жертвы. Задержан 39-летний выходец из Узбекистана, на данный момент являющийся основным подозреваемым. Налицо теракт, но, как и в Санкт-Петербурге, официальных заявлений от террористических организаций почему-то не поступило. Что это? Новое направление пока безымянного терроризма?..

 

9 апреля было Вербное воскресенье (Пальмовое воскресенье). Но для христиан-коптов в египетских городах Тампа и Александрия торжественный день омрачился взрывами в храмах. В результате серии скоординированных терактов погибли почти 50 человек, пострадало более 140. Ответственность за теракты взяла на себя группа, принадлежащая к террористической организации «Исламское государство». Взрывы в Танте и Александрии стали далеко не первыми нападениями на христианские храмы в Египте. Так, 11 декабря 2016 года, взрыв, осуществленный 22-летним террористом-смертником, прогремел в соборном комплексе в Аббасии в Каире. Погибли 27 человек.

 

Терроризму нужна аудитория

 

Очевидно, что террористы обозначают свое кровавое присутствие в самых разных странах. Ближайшая к нам в этом смысле – Россия. Данные камер видеонаблюдения и социальные сети позволили установить личность предполагаемого террориста-смертника, устроившего взрыв в метрополитене Санкт-Петербурга. Им оказался, погибший при взрыве, 22-летний А. Джалилов. В Санкт-Петербурге Джалилов зарабатывал приготовлением суши и подработкой в автосервисе. В последний месяц жил один. Обыски проводились как в квартире, где проживал Джалилов, так и у его знакомых, – по официальным сообщениям было найдены свидетельства, указывающие на создание взрывных устройств. По информации Следственного комитета РФ, в рамках уголовного дела о взрыве в метро задержаны шесть человек. Высказывается предположение, что

 

Джалилова могли использовать «в темную» – организаторы поручили ему перевезти и установить взрывные устройства, но дистанционно взорвали и самого перевозчика.

 

Как бы то ни было, погибших по чьей-то преступной воле людей, не вернуть. Питер скорбит, в городах России состоялись митинги в память о тех, кому бы еще жить и жить. Это были очень красивые и талантливые люди, многие из них прибывали в молодом возрасте. Никто не хотел умирать.

 

Казалось бы, ну вот он – общий враг, есть против кого сплоченно дружить, кого побеждать и гордиться этой победой.

 

«Страх не подчинит нас. Террор не может победить», – эмоционально заявила мэр Стокгольма Карин Ваннгард, выступая на демонстрации, число участников которой оценивалось в 50 000 человек.

 

А находившаяся с визитом в Петербурге премьер-министр Эстонии Юри Ратас, возложила цветы у станции метро «Технологический институт» в память о жертвах теракта. Тоже обозначение государственной позиции.

 

Главы стран то и дело посылают друг другу соболезнования, связанные с пережитыми терактами. Но при этом по большому счету единого антитеррористического фронта нет, каждый дует в свою дудку и расправляет личную грудь на массовых демонстрациях, подкрепленных лозунгами и флажками. Правда, от этого террористам ни тепло, ни холодно. И даже наоборот, если где-то показательно вышли на митинги, значит, теракт удался.

Как правило, терроризм требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории, чему способствуют Интернет, газеты, телевидение, радио, ведь люди всегда хотят знать… Есть мнение, что тоталитарные режимы, располагающие технологиями информирования общества (Северная Корея и др.), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не так уязвимы для терроризма.

 

Побеждать вместе

 

А что же Латвия? А Латвия в построенном ею пограничном «домике» продолжает утверждать, что «нам не страшен серый волк», в смысле терроризм. Хотя объективности ради, здравые мысли тоже имеют место быть. Так, в эфире радио Baltkom экс-министр иностранных дел Янис Юрканс, комментируя теракт в Стокгольме, сделал акцент на том, что страны Европы должны бороться с терроризмом вместе, а вместо этого они борются друг с другом.

 

«Говоря о терактах в Европе, мы обсуждаем не причину, а лишь следствие. Были Афганистан, Ирак, была Сирия, теперь мы получаем террор обратно, и бороться с ним можно только вместе. <...> За безопасность теперь приходится дорого платить, но это оправданные расходы, если безопасность будет гарантирована. <...> Сейчас мы вынуждены ставить больше камер наблюдения, нанимать больше дежурных, полицейских. Их надо ещё больше, ведь смотрите, грузовик в Стокгольме украли ещё утром, но никто не сообщил в полицию, никто его не искал, так нельзя… Но в первую очередь надо прекратить войну в Сирии, я готов платить за безопасность, но я согласен заплатить даже больше, чтобы там создали демилитаризованные зоны, строили им поселки, школы, заводы, чтобы они оставались жить у себя, а не ехали к нам учить нас, как надо жить и любить Аллаха. Мы для них – неверующие, которых надо уничтожать, и они начинают это усиленно делать», – заявил Юрканс, и призвал латвийцев быть готовыми к терактам, а также быть бдительными, потому что «террор гуляет по Европе».

 

Увы, не только по Европе, террор гуляет по миру. Чтобы нарушить международную безопасность, еще не так давно требовались огромные армии, внушительный промышленный потенциал. Сегодня, чтобы посеять панику можно обойтись без больших расходов, главное – должна сработать идея, для чего ее следует забросить в неокрепшие головы.

 

В мире ежегодно совершаются сотни терактов. Одна из причин, порождающих терроризм, – миграция населения. Глобализация привела к тому, что практически все страны в той или иной степени оказываются вовлеченными в миграционные процессы. Международная миграция, особенно трудовая, становится важным фактором экономики, но если бы только экономики… На руку терроризму играет и размывание традиционного общества, взамен формируется общество модернизированное, когда традиционная культура отметается в угоду иным общедоговорным обязательствам.

 

Теракты громогласно информируют, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье и спокойствие граждан; следовательно, власть ответственна за это. Но справиться с терроризмом в одиночку невозможно, будь это даже самая великая держава или сообщество высокоразвитых государств. Такая борьба требует продолжительных коллективных усилий большинства стран и народов на планете.

 

Беда еще и в том, что терроризм зачастую рассматривается как способ достижения определенных целей в международных отношениях. В современных условиях формы, принимаемые терроризмом, становятся все более изощренными, входят в противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития. Справляться с этой античеловечной напастью можно только сообща. Но нынче принято мериться у кого длинней амбиции и санкции.

 

Когда-то, каждый правитель сидел в своей крепости и отбивался от врагов собственными силами – последствия для обороняющегося нередко бывали плачевными. На всех этапах истории в итоге побеждал мудрейший, понимающий, что один в поле не воин.