Президент Эстонии пообещала на месяц переехать в Нарву2

Президент Эстонии пообещала на месяц переехать в Нарву
Известно выражение: «Быть ближе к народу». Вероятно, руководствуясь его смыслом, президент Эстонии Керсти Кальюлайд в конце 2017 года пообещала на целый месяц переехать работать в русскоязычную Нарву.  

О желании пристальней «рассмотреть» эстонский город, от которого до границы с Россией рукой подать, было заявлено в новогоднем интервью телеканалу ETV+. Президент Эстонии поясняла, что она готова перебраться в Нарву со всей канцелярией после окончания строительства масштабного театрального комплекса Vaba Lava, открытие которого запланировано на 17 ноября. Вот выдержка из этого интервью: «…Я пообещала на месяц переехать в Нарву со всей своей канцелярией, когда Vaba Lava закончит строительство своего здания, чтобы показать, что эстонская община, эстонское общество присутствует в Нарве, ценит Нарву». Госпожа Кальюлайд признавалась, что с этим городом ее связывают позитивные воспоминания. 

 

Строительство названного комплекса началось на территории бывшего завода «Балтиец» 19 декабря минувшего года. В пределах здания разместятся: театральный зал на более 220 зрителей, студия национального телерадиовещания, детский театр, офисы, кафе и галерея. Предполагается, что нарвский «формат» станет культурным мостом между восточным и западным театральным искусством. В планах также творческое взаимодействие с Санкт-Петербургом. Получается, что постройка данного культурного комплекса обернется своеобразной прелюдией приезда президента страны в город, почти 90% жителей которого считает русский язык родным. 

 

К. Кальюлайд заверяет: интерес со стороны эстонского государства к Нарве сохранится независимо от того, кто станет президентом России в марте 2018-го, что таллинцы стремятся помочь нарвской общине в ее становлении: «Неважно, о каком городе Эстонии идет речь, местные жители хотят, чтобы местная горуправа принимала честные и прозрачные решения, чтобы эти решения поддерживали развитие предпринимательской среды, гражданской активности. Если в других регионах Эстонии гражданское общество активизировалось уже давно, то в Нарве это процесс новый, и я очень рада, что он начался». 

 

В ходе беседы с журналистом радиостанции «Эхо Москвы» президент Эстонии указала, что граждане РФ, проживающие и работающие в Эстонии, составляют порядка 9% населения. «Если российским гражданам было удобно поселиться в Эстонии, то мы должны это уважать. Это общеевропейский принцип, потому что у людей должно быть право выбора», – говорила Кальюлайд. Президент считает, что пора начать дискуссию о том, чтобы при натурализации облегчить языковые требования для людей, проживших в Эстонии больше 25 лет. «Разумеется, в Эстонии есть люди, которые считают, что те, кому 60−70 лет, и те, кто еще не говорит по-эстонски, могли бы стать эстонскими гражданами, и для них эта процедура может быть упрощена. И это обсуждается в обществе. Я полагаю, что гражданство не имеет такой важности. Право на человеческое достоинство, право на свободы — вот, что важно».

 

«СейЧас» дозвонилась до председателя Нарвского городского собрания (законодательный орган), мэра Нарвы Александра Ефимова, который подтвердил информацию о том, что президент Эстонии собирается поселиться на месяц в Нарве вместе со всей своей канцелярией. «Все в ожидании, как это будет, где они расселятся. Мне самому были бы интересны подробности, что из такой необычной затеи получится. Но пока данная тема Городским собранием не обсуждалась и комментировать что-либо затруднительно», – заключил А. Ефимов. 

 

Зато есть что сказать у депутата Городского собрания Нарвы Катри Райк, претендовавшей в прошлом году на пост градоначальника Нарвы. Отметим, что К. Райк – ректор Академии МВД, учебный комплекс которой также запланировано переносить в Нарву, в этой связи уже начаты дорогостоящие строительные работы. 

 

К. Райт не очень понятно, что даст нарвский проект Кальюлайд. 

 

«Вашингтон останется в Вашингтоне, а Таллин в Таллине», – говорит она о возможном переезде главы государства на периферию. – Как выразился мой знакомый, из Нарвы делают парк аттракционов, в который приезжают посмотреть, как там живут люди. Президент наверняка думает по-другому, но что именно и какова концепция этого переезда – мы пока не знаем». К. Райк достаточно иронична к президентской идее: «Ну приедет, поселится в гостинице, будет жить шикарно, проводить совещания, вокруг будет много охранников… А дальше что? Получится ли из этого какой-нибудь долговременный результат для Нарвы? На жизнь города можно повлиять, только если активизируются сами нарвитяне». В то же время Райк признает наличие социального нерва у президента, что она «ощущает больные, чувствительные места в стране, в обществе». Депутат надеется, что в течение месяца президент встретится «с так называемыми нормальными нарвитянами где-нибудь у "Призмы" или "Максимы", чтобы услышать, какие проблемы есть у людей. Может быть, тогда заживут новой жизнью какие-то идеи, например чтобы государство возвращало в Нарву больше налоговых поступлений.

 

Или президент услышит от нарвитян, что их волнуют вопросы эстонского языка и гражданства». «Нравится нам это или не нравится, но именно такими были первые вопросы людей, когда я общалась с ними перед выборами. Может, тогда получила бы поддержку президента трудная политическая инициатива – так называемая амнистия гражданства, чтобы в год столетия Эстонии все желающие и родившиеся здесь люди смогли взять эстонское гражданство», – заключает Райк, полагающая, что прежде чем приехать в приграничный город, Керсти Кальюлайд должна составить концепцию пребывания президентской канцелярии в Нарве.   

 

Интересно, а что думают даугавпилчане по поводу этой темы, возможно ли ожидать подобного поступка в направлении Даугавпилса от действующего президента Латвии? Оказалось, мысли на этот счет у наших горожан вполне позитивные.   

 

Мария Орловская: – Считаю, президент Латвии мог бы вполне пожить в Даугавпилсе. В мае прошлого года я присутствовала на Народном форуме в честь 100-летия Латгальского конгресса, наблюдала за президентом, который по такому случаю прибыл в Даугавпилс.  Форум посвящался национальному и культурному разнообразию города. Казалось, что Вейонис был очень искренен и позитивно настроен ко всем присутствующим, вообще ему нравилась тема. Что касается эстонского президента, то можно предвидеть, что для нее во время пребывания в Нарве будут созданы все условия. Жест демонстративный, поэтому можно ожидать, что президент будет выходить в народ, посещать магазины и таким образом окунаться в русскую среду. 

 

Иван Жилко: –А почему нет?! Пусть бы и президент Латвии переселился на недельку-другую в Даугавпилс, вышел бы запросто, без охраны на площадь Виенибас. Разве у нас ему кто-то угрожает? Я бы пожал руку Раймонду Вейонису, с удовольствием пообщался, расспросил о здоровье, ведь президент, как известно, перенес операцию на сердце. Глава страны должен видеть и понимать свой народ, ощущать, как бьется его пульс. А для этого надо хотя бы иногда встречаться с людьми, не только с чиновниками в замкнутых пространствах. 

Но если честно,  то я не очень верю, что такое у нас, возможно, фантазировать, конечно, можно, мечтать не вредно, однако тут скорее ассоциации с доброй сказкой. Чтобы у нас поселился президент, мы все должны жить в какой-нибудь Тилимилитрямдии, стране из мультфильма про медвежонка и ежика.

 

Дзидра Ступане:  – Мне кажется, президент Вейонис довольно лоялен к периферии, поэтому допускаю, что он при желании мог бы пожить в нашем городе. Только не надо забывать, что и президент Эстонии, и президент Латвии хоть и занимают престижное положение в обществе, глобальных вопросов не решают. Для наших стран это скорее символические должности. Своим заявлением госпожа Кальюлайд намерена показать, что одинаково относится ко всему народу, какой бы национальности его представители ни были. Это можно приветствовать. Почему бы не увидеть собственными глазами, как живут люди в Нарве? Чиновникам высокого ранга было бы вообще полезно пожить какое-то время в каждом городе страны, расширить кругозор, узнать, что волнует и беспокоит простых людей. Для этого надо общаться напрямую, тогда и взаимопонимание улучшится.