«Я бы своих детей на съемку в этом фильме не благословил...»5

«Я бы своих детей на съемку в этом фильме не благословил...»
«По ТВ («Россия») идет российский сериал "Кровавая барыня" о том, как набожная дворянка Дарья Салтыкова – историческая личность – превратилась в кровавого монстра. Среди актеров, занятых в нем, есть и дети. Хотелось бы узнать мнение психолога, насколько безопасно для детской психики участие в таких съемках», – спрашивает горожанка Елена. 

– И священник тоже мог бы сказать свое слово относительно кадров, когда из маленькой Дарьи изгоняют бесов. А ведь ребенку надо было войти в образ, представить, что она и есть та девочка. Другой ужасный момент, когда Даша выкалывает глаза своей кукле. А сцена истязания крепостной девушки, при которой, по велению матери,  Дарьи Салтыковой, вынужден присутствовать ее малолетний сын! Я "прошерстила" Интернет, но нигде не нашла отзывов психологов или психиатров на тему съемок детей в фильмах, где есть сцены жестокости. Неужели деньги и здесь ставятся во главу угла? О чем думают родители?.. Откуда такая уверенность, что с ребенком потом все будет хорошо в психологическом плане?»

 

Вот что говорит о съемках в «Кровавой барыне» исполнительница главной роли Юлия Снигирь. «Роль Салтычихи далась мне кровью. Есть такой фильм "Клетка" с Дженнифер Лопес в главной роли. Там ее героиня проникает во внутренний мир серийного убийцы. Буквально. Вот то же самое я пыталась проделать с Салтычихой. Это очень неприятно». То есть даже от взрослой актрисы вхождение в роль помещицы-убийцы потребовало огромной самоотдачи. За свои злодеяния над крепостными «мучительница и душегубица» Салтычиха провела в заключении около 40 лет, 10 из которых в темнице Иоанно-Предтеченского монастыря. 

 

Для участия ребенка в съемках подписывается договор с исполнителем (актером). От имени малолетних детей (до 14 лет) его подписывают оба родителя или опекуны. 

 

Продюсеру, директору и режиссеру важно установить с родителями хороший контакт. Эксперты говорят, что на время съемок все становятся одной семьей, иначе дети просто не смогут выполнить то, чего от них хотят. 

 

Роль маленькой Дарьи сыграла 8-летняя москвичка Марта Тимофеева. Отец девочки – музыкант, мама – актриса. С подачи родителей Марта рано окунулась в творческую среду – снималась в рекламных роликах детских товаров, кинофильмах. Она уже выбрала свою колею, актерскую, разумеется. «Это самая хорошая работа. И хочу прописать в райдере свое любимое блюдо – мясо с кровью, но это будет, когда я стану известной, – говорит этот ребенок сегодня. – Я играю Дарью Салтыкову, которая выросла очень жестокой и такой злой, у нее мама умерла. А папа ее оставил в монастыре, потому что он думал, что в нее вселился бес», – поясняет Марта. 

 

Ирина Рабша, психолог, психотерапевт: «Надо понимать, что в данном случае речь идет о детях-актерах, у которых уже был творческий опыт. Марта вообще имеет большой послужной список. Все зависит от того, какую задачу поставил режиссер, как он донес ее до ребенка. "Кровавая барыня" – это вообще фильм для взрослых, и я, как психолог, не рекомендовала бы его к просмотру детской аудиторией. Да, взрослые переживают, когда в съемках жестоких сцен участвуют дети. Фильм травмирует и потому, что многие из поколения битых детей. Поэтому в откликах взрослых слышатся собственные детские травмы. В то же время надо понимать: играть роль другого человека и переживать собственные психологические раны – это две разные вещи».

 

Андрей Григорьевич Соколов – духовный наставник Старофорштадтской общины, считает, что разрешение родителей ребенка на участие в таких съемках свидетельствует о духовном уровне семьи. «Я бы своих детей на такое не благословил. Кто знает, как они отразятся в дальнейшем… Но если уж случилось, то ребенка после съемок надо обязательно отвести к духовнику. В любом случае тут первый вопрос к родителям. Фильмы на исторические темы, конечно, нужны, тут никто не осуждает, но вовлекать в некоторые съемки детей надо с большой осторожностью…» – считает о. Андрей. 

 

По заказу Национального американского института умственного здоровья (NIMH) проводилось исследование воздействия на несформировавшуюся психику детей фильмов ужасов. Выяснилось, что каждый ребенок воспринимает их по-разному: один негативно, и впоследствии это отразится на его психике, другой же расценивает как интересно проведенное время, о котором вскоре не останется эмоциональных воспоминаний. Многое зависит от особенностей характера. Однако специалисты пришли к выводу, что детям лучше не смотреть картины данного жанра. Просмотр фильмов ужасов может привести к длительным деструктивным эффектам. Отмечалось, что дети, которым случалось просматривать фильмы ужасов, демонстрировали страх перед необходимостью столкнуться с подобными ситуациями в реальной жизни. Например, зайти в опустевшую школу после занятий, остаться дома одним или свернуть в темный переулок. И все-таки одно дело просмотр фильма, и другое – вживаться в образ, проникаться им… 

 

«Кровавую барыню» изначально окрестили «страшной сказкой», и в этой сказке растянутых во времени ужасов с избытком. Дарья Салтыкова (в девичестве Иванова; 1730 –1801) вошла в историю как одна из самых жестоких убийц. Известно, что она была замужем за Глебом Салтыковым, а после его таинственной смерти заточила себя в подмосковном поместье Троицкое, где все и происходило, – срывая зло на своих несчастных слугах, Салтычиха замучила и убила более сотни крепостных. Информация о зверствах помещицы дошла до взошедшей на престол императрицы Екатерины II. Салтыкову решено было казнить – чтобы показать, как императрица может управляться с зарвавшимся дворянством. Но в последний момент Екатерина почему-то отменила смертный приговор…

 

«При создании фильма мы следовали духу, а не букве истории. Мы определили жанр нашей картины как "страшная сказка". Реальная биография Салтыковой крайне скупо освещена. Исторических документов о ней не осталось, почти все они были уничтожены по приказу Екатерины. О жизни Салтыковой мы узнаем в основном из приговора. Это дает нам возможность для творческого переосмысления. И хотя "Кровавая барыня" не хроника преступлений Салтычихи, в фильме есть тяжелые сцены. Мы заранее, еще перед началом съемок, предупредили актеров, что временами будет очень страшно», – рассказывал режиссер Егор Анашкин. И в таком «очень страшно» снимаются маленькие дети…