ЕС: на повестке отмена принципа единогласия1

ЕС: на повестке отмена принципа единогласия
В Евросоюзе растет количество проблем, по которым позиции стран-участниц расходятся. В конце марта МИД ФРГ поддержал предложение председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера об отмене принципа единогласия при голосовании ЕС по внешнеполитическим вопросам, высказанное на Мюнхенской конференции по безопасности. 

Госминистр Германии Михаэль Рот заявил, что «принцип единогласия позволяет добиться своих целей тем, кто хочет извне внести раскол в ЕС» (Der Spiegel). В свою очередь эксперт по внешнеполитическим вопросам фракции консерваторов ХДС/ХСС в бундестаге Юрген Хардт высказывается так: «Возможность принятия решений большинством была бы целесообразным дополнением арсенала европейской внешней политики, она повысила бы способность Евросоюза действовать». Вот и еврокомиссар по вопросам политики соседства и расширения ЕС австриец Йоханнес Хан прогнозирует, что в будущем не все технические решения в процессе переговоров ЕС и стран-кандидатов на вступление в ЕС станут приниматься на основе принципа единогласия. Однако есть и оговорка: в то же время непосредственные решения о принятии новых членов «настолько фундаментальны, что должны приниматься по-прежнему единогласно».  

 

Предложив отменить принцип безусловного единогласия, председатель ЕК замахнулся на святое, на тот самый консенсус, краеугольный камень созданной европейской общности. Тем не менее Германия – локомотив ЕС – приняла идею охотно, отдав должное ее значимости. Эксперты считают, что Франция поддержит Германию при последующем голосовании. Флагманы Евросюза больше не настроены уговаривать по всякому поводу своих менее скоростных партнеров, гораздо проще воздействовать не на всех, а на нужное большинство. 

 

Известно, что ряд стран ЕС отказались от высылки российских дипломатов, несмотря на ощутимое давление Лондона, обвинившего Москву в причастности к отравлению экс-полковника ГРУ Скрипаля и его дочери. Некоторые государства высказались за продолжение диалога с РФ, а кто-то прямо указал на отсутствие доказательств причастности Москвы к инциденту в Солсбери. Так, министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль заявила, что такое решение отражает принципиальную позицию ее страны «очень экономно» использовать высылку дипломатов как инструмент воздействия, что в условиях обострения конфликта необходимо оставить открытыми каналы для контактов. И как тут без решающего большинства, необходимого для указания каждому своего места, – нельзя отрываться от евроколлектива!  Однако медаль по-прежнему имеет две стороны. Вот, к примеру, у Польши зреет желание получить от Германии репарации за ущерб, нанесенный в ходе Второй мировой войны, на сумму 850 млрд долларов. А если представить, что Польша «уболтает» на это всю Восточную Европу в придачу с Грецией, а может, и другие желающие подтянутся? Как при таком большинстве быть Германии? Не разыграется ли сериал с известным названием «Богатые тоже плачут…», но при более обильном на слезы сюжете? И ведь это только единичный пример. 

 

Кстати, принцип единогласия продолжает действовать в ООН, когда для принятия Советом Безо-пасности решения необходимо, чтобы за него было отдано 9 голосов из 15 членов Совбеза, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Если один из постоянных членов Совета Безопасности проголосовал против – решение считается отклоненным (вето постоянного члена). Данный принцип – существенная гарантия международного мира. Ясно, что принцип единогласия понадобился для того, чтобы был шанс остановиться, если многие слишком далеко зайдут. К чему в итоге приведет раскрученное дело Скрипалей, сегодня никто не скажет, но события развиваются быстро. Для отмены важного принципа придется голосовать. Вопрос: решение об отмене принципа единогласия при голосовании по внешнеполитическим вопросам ЕС должен будет принять с использованием того же принципа единогласия при голосовании? И как в этом случае обойдутся без консенсуса?