В Греции всё есть (ч.1)2

В Греции всё есть (ч.1)
Те, кто постарше, наверняка помнят фильм «Свадьба», снятый в первой половине прошлого века по водевилю Антона Павловича Чехова. В нем к приглашенному на свадьбу греку Дымбе на протяжении всего праздничного вечера пристает один из гостей с однотипными вопросами о наличии тех или иных благ в Греции. Дымба на все вопросы отвечает фразой, ставшей крылатой: «В Греции всё есть». У меня была неделя отпуска, чтобы в этом убедиться.

Картинка с обложки

 

Столица Греции Афины – современный мегаполис с населением более пяти миллионов человек и следами различных культур. Невозможно объять необъятное, поэтому я, как и очень многие, выбрала античный след.

 

Тут хочется отвлечься и вспомнить, что на обложке учебника по истории Древнего мира за 5-й класс (именно по нему учились несколько поколений школьников) был изображен Парфенон – один из самых великих храмов в истории человечества, символ красоты и совершенства, построенный в Афинах в пятом веке до нашей эры. Так как у меня филологическое образование, тронутое еще и историей, то мне посчастливилось слушать лекции по античной литературе, знакомиться с греческими мифами и историей Греции. Да что я: «мы все греки, наши законы, наша религия, наше искусство имеют греческие корни», как заметил английский поэт Шелли, большой любитель этой страны и друг другого английского поэта, Байрона, погибшего в борьбе за свободу Греции и являющегося ее национальным героем. 

 

Не стоит выстраивать в газетной заметке слишком длинные культурно-ассоциативные цепочки, надо просто подняться на Акрополь. Он виден из многих районов Афин, так как в греческой столице запрещено строить высокие здания, чтобы они не закрывали вид на священный холм. Поэтому афинский Акрополь буквально парит над городом: сидишь в какой-нибудь таверне, ешь мусаку (это традиционная греческая еда – многослойная запеканка из баклажанов, мяса и помидоров), запиваешь рециной (особым греческим сухим вином с добавлением смолы), поднимаешь голову, а над тобой вдалеке ОН… И повседневность обретает какой-то особый смысл. Вообще пафос в Афинах уместен: ты ежесекундно ощущаешь живую связь с разными эпохами, с истоками европейской цивилизации и демократии, ты чувствуешь себя бесконечно счастливой песчинкой в мировом океане. И это, пожалуй, самое главное.

 

 

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

 

Кроме Парфенона, на Акрополе еще около двух десятков объектов, о каждом из которых написаны тома. Например, храм Эрехтейон, расположенный на том месте, где Афина и Посейдон спорили за власть над городом. Боги старались расположить к себе народ подарками (вам это ничего не напоминает?): от удара трезубца Посейдона забил источник воды, но вода оказалась морской и для питья непригодной. Афина же сделала так, что сквозь толщу камней пробилось оливковое дерево, усыпанное плодами, и в споре победила, определив таким образом и название городу. Одна из главных фишек Эрехтейона – кариатиды, женские фигуры, заменяющие колонны.

 

Тут же, на юго-восточном склоне Акрополя, находится один из самых древних театров мира – театр Диониса (V век до нашей эры). Здесь впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, комедии Аристофана; театр вмещал до 17 тыс. зрителей, и хорошо слышали все, даже занявшие места на последних рядах – такова мощнейшая акустика здания. Уже в другую эпоху тут устраивались гладиаторские бои и произносил речи император Нерон.

 

Недалеко от театра Диониса раскинулся другой театр – Одеон Герода Аттика, построенный позже – во втором веке нашей эры. Клавдий Аттик Герод, философ, оратор и педагог, наставник императора Марка Аврелия, щедрый меценат, построил его в честь рано умершей горячо любимой жены Региллы. Такое вот благородное выражение горя и скорби на века. В Одеоне до сих пор проходят концерты и спектакли, здесь выступал балет московского Большого театра и многие другие звезды.

 

Ну и так далее. Распутывать этот античный клубочек можно до бесконечности. Дополнительным бонусом для автора этих строк стали институтские воспоминания, в памяти воскресли прекрасные лекции и семинары прекрасных преподавателей, боги, герои, зачеты, экзамены, молодость… Одним словом, Афины у меня получились теплые и интимные. Упомяну еще о восхождении на холм Ликавитос, находящийся в центре Афин. Восхождение – это, конечно, громко сказано, подъем происходит на фуникулере за несколько минут, но до фуникулера тоже дойти надо. Столица Греции требует от пешехода выносливости, максимально удобной обуви, головного убора и обязательной бутылки с водой.

 

Легенда гласит, что богиня Афина тащила на Акрополь большой камень, чтобы установить его как крепость, но неожиданно получила от вороны дурное известие и, будучи женщиной эмоциональной, в гневе бросила камень и отправилась на Олимп разбираться. На месте брошенного камня и образовался холм Ликавитос. С вершины открываются потрясающие виды на город, и Акрополь кажется маленьким макетом. На холме располагается действующая православная церковь Святого Георгия, построенная в XI–XII веках. Правда, она была разрушена в прошлом веке, но очень быстро восстановлена. К слову, реставрационными работами охвачено большое количество древних памятников, в Акрополе реставрация идет непрерывно, и сроки завершения работ постоянно отодвигаются. Я слышала две цифры – 2025 и 2040 годы.

 

Для осмотра мегаполиса очень хороши специальные туристические автобусы с аудиогидами. Билет на двое суток стоит 16 евро, ты можешь выходить на любой остановке, гулять и затем продолжать движение на следующем автобусе, они прибывают каждые 15–20 минут. Кроме поездки по Афинам, предусмотрены посещение города Пирея, главная достопримечательность которого – крупнейший в Европе и третий в мире пассажирский порт, и осмотр береговой линии с бесконечными пляжами, отелями, кафе и ресторанами.

 

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

В Греции всё есть (ч.1)

 

У подножия Акрополя расположен самый старый район Афин – Плака. Многочисленные пешеходные улочки, таверны и магазины заполнены туристами. Как только продавцы улавливают русскую речь, сразу предлагают купить шубу. Услышав в ответ, что мы не из России, а из Латвии, торговцы моментально потеряли к нам «шубный» интерес. В тавернах по вечерам звучит живая музыка, порции большие, еда вкусная. О ценах судите сами: два вторых блюда и литр домашнего вина обойдутся в 30–35 евро.

 

Добавите десерты, будьте готовы заплатить 50–55 евро. Таверны хороши всем, кроме одного: отсутствует запрет на курение. Я не курю, но к курильщикам отношусь весьма толерантно. В Афинах поймала себя на мысли, что моя толерантность стремительно тает, как лед в кока-коле на афинском солнце. Греция – одна из самых курящих стран Европы, курят все – от юных дев до почтенных старцев – очень много. Запреты минимальны: слава богу, нельзя дымить в метро и залах ожидания. К сожалению, нет специальных мест для курения и на паромах, если пользуешься эконом-классом. Кури где хочешь. Вот они и курят… А при чем здесь вообще паром? На нем мы… искали Атлантиду. Иными словами, плыли из Пирея на остров Санторини.

 

Окончание следует...