Регистратор поликлиники: «Гериатр?.. Я вообще о таких специалистах не слышала»3

Регистратор поликлиники: «Гериатр?.. Я вообще о таких специалистах не слышала»
То, что население Латвии и Европы стареет, – общеизвестный факт. Старость, как правило, подразумевает болезни, сопутствующие преклонному возрасту, при этом о врачах-гериатрах наши старики не имеют никакого представления. Grani.lv постарались узнать, почему?

Гериатрия – раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста. Гериатрия ориентирована на медицинскую сторону старения организма: диагностику болезней, их лечение и предупреждение. Кому-то повезло: он и в 90 сохраняет живой ум, «бодрость духа, грацию и пластику», тогда как у массы других уже к 50 годам слабеет память, обнаруживается проблема с суставами, отсутствие интереса к жизни, к работе.

 

У специалистов принято такое деление:

 

  • до 45 лет человек считается молодым;
  • с 45 по 59 – зрелый возраст;
  • с 60 по 74 – пожилой;
  • с 75 по 89 – старческий;
  • 90 лет и старше – возраст долгожителей.

 

Пациенты врача-гериатра – люди от 60-65 лет и старше. К этому возрасту накапливаются хронические болезни, проявляются старческие изменения. Увы, абсолютно здоровой старости не существует. По словам профессора кафедры геронтологии и гериатрии МГМСУ Ю. Конева, «наш организм так устроен, что неизбежно возникают (даже при возобновлении клеток организма) генетические мутации. И чем дольше живет клетка, тем больше генетических мутаций». У человека к 50 годам в среднем четыре хронических болезни, а к 80 – их количество стремится к десяти и более. Как результат: ухудшение зрения и слуха, ослабление костей, нарушение памяти, головокружения и пр. Пока есть силы, люди обращаются к семейному врачу, к врачам-специалистам, и каждый из них назначает свое лечение. В аптечке множатся лекарства, от которых появляются побочные эффекты. В итоге одна проблема со здоровьем наслаивается на другую. Тогда как изначально лучшим вариантом было бы навестить врача-гериатра. Да только где же его взять, к примеру, в Даугавпилсе?

 

В поисках гериатров

 

В регистратуре Центральной поликлиники Даугавпилса на вопрос grani.lv, можно ли записаться к гериатру, ответили:

 

«Такого доктора у нас нет. Я вообще о таких специалистах не слышала…»

 

Примерно тот же ответ дали в приемном отделении Даугавпилсской региональной больницы.

 

И тут автору этих строк припомнилось интервью с даугавпилсским психиатром В. Сивковой, которая в числе прочего рассказывала о своих первых шагах в психиатрии. Вот цитата:

 

«В ноябре 1983-го я была приглашена в ДПНБ на должность заведующей 5-го гериатрического отделения…»

 

В числе важных проблем гериатрии называлась – взаимосвязь заболеваний и возраста, механизм возникновения возрастных изменений, артериальной гипертензии, сахарного диабета, возрастных изменений опорно-двигательного аппарата и др. В психиатрии есть свои научные и практические проблемы, связанные с гериатрией. Позвонив в Даугавпилсскую психоневрологическую больницу, узнаем, что такое отделение существует и сегодня, однако в нем врачи гериатры не работают, а работают психиатры. В отделение поступают пациенты с проблемами психического характера. Речь, по словам представителя больницы, идет об острой психиатрии.

 

Сотрудничество с гериатрами не предусматривается и в Даугавпилсском территориальном центре социального обслуживания пенсионеров. Здесь о таких специалистах тоже не слыхивали.

 

И все же гериатры были обнаружены! В Риге, разумеется. Гериатры, к примеру, обосновались в одной из столичных медицинских клиник, предоставляющей «услуги широкого спектра в сфере гериатрии». И надо сказать, услуги эти ох как недешевы. Всех расценок перечислять не буду, чтобы у читателей старшего возраста не скакнуло давление, но некоторые цены все- же приведу для получения представления. Так, плановая часовая консультация врача-гериатра оценивается в 68,80 евро, а повторная 20-минутная – в 52,80 евро. Визит на дом – 147 евро. При этом впечатление, что рижские гериатры, помимо получения оплаты за свои услуги, нацелены в основном на оказание помощи уже очень больным людям (регулярный медицинский уход, перевязки после операции, уход после травмы, уход за онкологическими больными, после инфаркта или инсульта и пр.), а отнюдь не на профилактику возможных заболеваний.

 

Прослеживается нестыковка

 

В интернете нашлась информация о том, как должен работать врач-гериатр. Во-первых, такой специалист разрабатывает план обследования больного и тактику его лечения. Гериатр сотрудничает с кардиологами, гастроэнтерологами, ревматологами, неврологами и прочими врачами узкой специализации. Его познания позволяют правильно скоординировать процесс профилактики или лечения пожилого человека.

 

Сегодня в странах с высоким уровнем жизни врачи-гериатры, о которых большинство наших горожан ничего не знают, становятся все более востребованными. Большую роль гериатрия отводит пропаганде здорового образа жизни. Сохранить здоровье в пожилом возрасте помогает правильное питание, размеренный режим, умеренные умственные и физические нагрузки. На продолжительность жизни влияют также социальные условия, забота государства о своих гражданах и негражданах. Профессия «врач-гериатр» предполагает способность сочувствовать, стремление помогать людям, внимательность, ответственность, желание постоянно пополнять свои профессиональные знания.

 

Помимо информированности в области общей терапии врач-гериатр должен ориентироваться в современных методах диагностики и лечения болезней старения, владеть профилактическими методиками. Чтобы стать врачом-гериатром, надо окончить медицинский вуз по специализации «гериатрия» или пройти по ней послевузовскую подготовку. Но в Латвии на гериатра, как и на некоторые другие специальности, выучиться не спешат. В этом году Минздраву не удалось с первой попытки заполнить выделенные для врачей-резидентов места. По ряду специальностей остались вакансии, их переделили между другими, что означает – нужных специалистов страна дождется нескоро (Latvijas Radio).

 

Ситуация такова, что у молодых врачей некоторые направления не востребованы, их не смогли сделать привлекательными. По отдельным специальностям на утвержденные в общей сложности 222 места не было желающих! Не нашлось резидентов на будущих гериатров, на специалистов по челюстно-лицевой хирургии, детских врачей-специалистов и др. На то, что молодежь на неинтересные ей специальности не идет, указывал председатель Ассоциации молодых врачей Карлис Раценис (LR).

 

Между тем страны-участницы ЕС были предупреждены, что государственные расходы возрастут в связи со старением жителей. Однако в Латвии прослеживается нестыковка: с одной стороны, пенсионный возраст государственно повышают (к 2025 году возраст выхода на пенсию достигнет 65 лет), а с другой – государство не хочет тратиться на то, чтобы люди входили в него относительно здоровыми, для чего следует выучить специалистов.

 

«Сегодня мы имеем картину…»

 

В Даугавпилсской региональной больнице нет ни одного гериатра. Член правления ДРБ Григорий Семенов в разговоре с grani.lv признавал, что гериатры, исходя из демографической ситуации, городу очень нужны, но на эту специальность молодежь, преследующая финансовую стабильность, не идет. Больше привлекает специальность хирурга или кардиолога.

 

«Между тем в ДРБ основная масса пациентов – пенсионеры. Гериатры могли бы на уровне поликлиники заниматься профилактической деятельностью, сотрудничать с Центром социального обслуживания пенсионеров, читать лекции. Внимательное отношение таких специалистов к пожилым людям будет способствовать предупреждению ряда заболеваний, свойственных возрасту.

 

А почему бы не привязать гериатров к группам пожилых пациентов? Но в этом плане должна быть государственная политика. Сегодня же мы имеем картину, когда врачей не хватает даже для решения острых проблем, которых, кстати, могло быть намного меньше, если бы на должный уровень была поставлена профилактическая работа», – считает Г. Семенов.

 

Известно, что все больше пожилых людей, имеющих родственников в Риге, декларируют свое место жительство в столице, так как там услуги по уходу доступны и развиты лучше. Как сообщала «Домская площадь» (ЛР-4), в столице не надо платить за пребывание в пансионате – расходы по содержанию берет на себя самоуправление. Однако проблема с пансионатами не решена и в Риге: количество мест ограничено, образовались очереди. Число клиентов растет, и это в большей степени уже не активные пожилые люди, а тяжело больные, нуждающиеся в регулярном лечении.

 

Не секрет, что в Латвии есть самоуправления, которые могут обеспечить 1-2 социальные услуги, тогда как в Риге количество услуг для различных целевых групп очень большое. К примеру, у пансионата «Межциемс» заключены договоры более чем со 140 предоставителями услуг.

 

Эксперты указывают на необходимость расширения вариантов обеспечения услуг по уходу на дому, чтобы человек мог как можно дольше оставаться по месту жительства. Необходимо подумать о сотрудничестве с частными предоставителями услуг, чтобы у них был интерес в их предоставлении.

 

Нынешняя ситуация свидетельствует: удельный вес пожилых людей старше 65 лет резко увеличился – если сейчас эта группа составляет 19% населения, то в 2020 году доля пожилых людей будет 20,5%, а к 2030 году – 25,3%. (Eurostat). 23,3% всех работающих в Латвии в 2018 году были в возрасте 55-74 лет, что, согласно LETA, второй самый высокий в ЕС удельный вес.

 

Ничего не поделаешь, вся Европа стареет, и чтобы поддержать ее жителей, со стороны государств требуется особая забота, в том числе своевременная забота врачей-гериатров.