А ведь было время, в том числе и в Двинске, когда кулачный бой (кулачки, бойовище, бойка) воспринимался чуть ли не обязательной потехой выходного дня. Обычно кулачные бои проводились с Масленицы до Троицы, несколько реже с Рождества до Крещения. Делом чести считалось «на добром морозце друг другу бока погреть да носы подрумянить». Улица шла на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу – разница связывалась с количеством участников. Народ таким незамысловатым способом сбрасывал стресс. Летом бились на площадях – зимой на скованных льдом реках или озерах. Команды для боя составлялись по социально-территориальной принадлежности.
«ОДИН НА ОДИН» – В АВТОРИТЕТЕ
В боях в основном участвовал простой люд и торговцы, выражаясь современным языком, предприниматели. Монастырские крестьяне могли биться с помещичьими, горожане одного конца города с горожанами противоположной окраины и т. д.
Кулачный бой – душе разгул! Хочешь – сходись один на один, а хочешь – стенка на стенку, что, вероятно, веселее. Кроме того, был еще вариант: так называемая сцеплялка-свалка, а по сути – бой без правил. Сцепной бой – самый древний: бойцы противостояли друг другу и дрались, не соблюдая строя, каждый сам за себя и против всех. «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием», – пишет о таких боях Н. Разин. Но самым распространенным видом кулачного боя считалась «стенка на стенку». «Боевики» всегда принадлежали к одной возрастной группе. Действо происходило в три этапа: сперва дрались мальчишки, после них – неженатые юноши, последними выходили взрослые.
Следовали важному принципу: лежачего не бьют, также запрещалось хватать за одежду. Цель каждой стенки – обратить противника в бегство. Вожак стенки (атаман, боевой староста) определял тактику боя и подбадривал сотоварищей. Однако самым почитаемым видом боя был бой «сам на сам», или «один на один». Интересно, что такие поединки в определенный отрезок времени (до смерти Ивана Грозного) могли служить для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Бойцы использовали только удары кулаками, а если что-то невозможно зажать в кулаке, то это и не кулачный бой. Поединок не мог быть продолжен на земле. Существовали правила, по которым также нельзя было бить человека с кровотечением, использовать любое оружие. Посмевших отступить от установок строго наказывали. Несмотря на это, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
В ходе кулачных боев демонстрировалась сила да удаль молодецкая. Готовились к ним одну-две недели: выбирали ровное, утрамбованное место, договаривались о правилах, количестве участников. В этот период чаще парились в бане, старались побольше есть мяса и хлеба. Некоторые даже обращались к колдовским заговорам, чтобы удвоить силу. Бойцам полагалось «спецобмундирование»: толстые, обшитые куделью шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. С учетом вышесказанного, кажется, что кулачные бои воспитывали богатырей, да и только! Возможно, поначалу так оно и было.
«ВЫШЛО ХУДОЕ ДЕЛО»
Вот и Витебский краевед Миледий Владимирович Бунто рассказывает о вековой традиции общественных боев, которые обычно начинались в воскресный или другой праздничный день и длились до сумерек. (Город Динабург/Двинск с 1802 по 1920 год входил в состав Витебской губернии). «Кулачные бои проходили обычно на берегу Западной Двины. Встречались "команды" противников с противоположных берегов. Песковатинцы да гуторовцы шли стенкой на ильинцев и уновцев. Или кожемятчина на канатников и горшечников. Но бились по-джентльменски. Это был такой массовый спорт. Иначе бы традиция долго не сохранилась. Народ сходился врукопашную и трезвым. Упавшего, а тем более лежачего, бить запрещалось. При появлении первой крови потерпевший выбывал из боя.
Зрителями на подобных мероприятиях были все – от маленьких детей до седых стариков. Болеть за каждого бойца приходил весь его род. Поражение в кулачном бою не делали драмой. По традиции боевые стороны строго держались пограничной черты. Обычно так называлась серединная линия вдоль Западной Двины. Переход за черту нападающих, отступление осаждаемых, а тем более их бег означали первые победы или поражения. Подобное повторялось несколько раз. Битва заканчивалась, когда атакующие вступали на берег противника», – поясняет краевед.
В Двинске и близлежащей к нему территории также происходили кулачные бои, к сожалению, со временем когда-то незыблемые правила разгула народных мускулов поколебало время. Сто лет назад газеты доводили до сведения читателей ужасающие новости. К примеру, 18 февраля 1908 года газета «Новое время» сообщала о жестокости несовершеннолетних: «На Двине происходили бои между двинскими и курляндскими детьми. Камнями и ножами ранены несколько человек. Полиция прекратила эти «битвы» малолетних». Из сообщения следовало, что никаких правил в бою не соблюдалось. К сожалению, невозможно установить, что именно явилось причиной детского беспредела в начале века XX-го. Не кулачные бои, а какая-то поножовщина!
Следующее сообщение находим в Московских ведомостях от 10 марта (25 февраля) 1910 года. Заметка рассказывает такую историю: молодежь Малиновки и деревни Старое Рачино устраивала по праздникам кулачные бои. «Предводителем малиновцев был Галактион Иванов, обладавший богатырской силой. Рачинская молодежь решила его устранить. Смертный приговор взялись исполнить трое подростков. Во время народного гуляния они убили камнями богатыря в то время, когда он гулял со своей знакомой девушкой. Теперь убийц судили. Они объяснили присяжным, что раньше считали смерть Иванова "чрезвычайно важной" для своей деревни, теперь же понимают, что вышло худое дело. Их приговорили к 8-месячному тюремному заключению». Как видим, жестокость в молодых людях присутствовала и век назад, но такого рода случаи происходили нечасто. Можно также обратить внимание на скромность наказания – 8 месяцев за групповое убийство.
ХОРОШИЙ УРОК
И как не сделать акцент на том, что период развития капитализма в России ознаменовался появлением боев на деньги. Организаторами стали купцы и фабриканты, которые нанимали бойцов и напускали их друг на друга, что напоминало петушиные бои, заключались пари, делались заклады. Все это начисто исключало прежние правила, когда бои происходили «без всякой злобы и вражды».
В начале XX века сложилась ситуация, когда традиция кулачных стеночных боев была еще в силе, а бокс уже получил развитие. И стеночные бойцы участвовали в турнирах по боксу наравне с боксерами.
Градополов, один из первых чемпионов, вышедших на ринг после революции, описал такой бой: «Из приехавших кольчугинцев мне по жребию достался известный местный "стеношник" Владимир Лебедев. Я решил провести с ним бой возможно "деликатнее", тем более что на судейской коллегии ко мне подходило несколько человек с такой просьбой. Выйдя на ринг, я пожал руку своему противнику. Передо мной стоял крепкий, мускулистый парень с задорным лицом. Видно, недаром он слыл лучшим бойцом на местных "стенках". "Ну что же, покажу тебе превосходство боксерской техники над твоими бойцовскими качествами", – подумал я и "повел" с ним "тонкую паутину", состоящую из финтов и легких ударов. Щадя самолюбие противника, я не наносил ему сильных ударов. Так продолжалось минуты две. Все шло хорошо, но парень, видимо, недооценил мою корректность и принял ее за слабость. В то время как я стремился показывать "превосходство техники над неорганизованной силой", парень думал о более реальных вещах. В результате я получил звонкий удар из числа тех, которые известны под названием "справа по уху". Удар был несильный, но настолько звонкий, что его слышал весь зал. Раздался смех зрителей, любящих подмечать забавные моменты. Авторитет бокса был унижен. Деревенская грубость взяла верх над утонченной боксерской техникой. Парень просто решил уложить меня. "Так вот как ты платишь за благородство?! Ну что же, начнем с тобой другой разговор! Теперь уже речь не обо мне…" И я ударил. Когда судья на ринге отсчитал до десяти и предложил моему противнику встать, тот вообразил, что бой еще не окончен, и, не поднимаясь, полез под канаты, чтобы скрыться в раздевалке. Очевидно, он имел слабое представление о правилах бокса. Этот матч был хорошим уроком мне и моему противнику».
«КАК НАДО РОДИНУ ЛЮБИТЬ»
О кулачных боях под девизом «Эх, разойдись плечо! Размахнись рука!» сведений немного. Информацию можно найти разве что в церковных поучениях (Церковь кулачных боев не одобряла) и мемуарах. Между тем о «кулачных боях» выходило немало правительственных распоряжений. С этим видом народных состязаний периодически велась борьба. Но что было делать простому парню столетия назад? Куда силушку молодецкую девать? С кем ею померяться? Это сейчас фитнес-залы, спортклубы, секции... М.Н. Лукашов в книге «Слава былых чемпионов» приводит исторический факт о поединке гренадера из свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии. Во время визита русского царя в Англию (1698) английский вельможа предложил Петру устроить поединок английского боксера с солдатом петровской свиты на денежное пари. Поединок состоялся – гренадер показал англичанину «как надо родину любить», царь выиграл заклад, после чего по его приказу гренадеры продемонстрировали русскую забаву – кулачный бой «стенка на стенку». Впечатлило.
Среди страстных любителей кулачного боя был и знаменитый граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский – личность во многих отношениях замечательная. Обладая красотой, благородством, прямодушием, он обладал еще большой физической силой – одной рукой останавливал на скаку шестерку лошадей. Может, и сегодня кто-то в Даугавпилсе шестерку залетных остановил бы, да не ездят нынче кареты по улицам, а такси при надобности взмахом руки останавливают, для чего силы не требуется, тут больше наличные важны. В них нынче вся сила «богатырская».