День в истории: полки магазинов опустели, в городе ввели талоны

День в истории: полки магазинов опустели, в городе ввели талоны
24 года назад, 8 мая 1990 года, вступило в силу решение городских властей о введении в Даугавпилсе талонной системы на основные виды продовольственных товаров. Эта поспешная и вынужденная мера была принята «в связи с возникновением повышенного спроса на основные продукты питания и в целях нормализации обстановки». Так горисполком ответил на ажиотаж среди горожан.

Горожане уже привыкли к талонам на сахар и алкогольные напитки. Теперь к этим двум категориям добавлялся целый ряд товаров первой необходимости: мука, крупы, макаронные изделия, растительное масло, соль, чай и даже спички.

 

Голая статистика. Расчет на одного жителя города был следующим: 1 кг муки, 1 кг любой крупы, 0,4-0,5 кг макаронных изделий, 2 кг соли, 5 коробков спичек в месяц. Раз в два месяца можно было получить 0,5 кг растительного масла и 100 граммов чая.

 

Все вышеприведенные нормы постоянно менялись (практически каждый месяц). Да еще и талоны в виду поспешности решения напечатать не успели. Поэтому в мае все вышеперечисленное выдавалось по талонам на сахар. «Отоваренные» талоны на сахар жителям возместили позже. Разумеется данная система не распространялась на комиссионные магазины и рынок, где весь дефицит продавался по заоблачным ценам.

 

Факт введения в городе талонов на основные продукты питания был обоснован дефицитом:

«Думаю, что не надо никому объяснять, чем это вызвано. В последние дни все даугавпилчане были свидетелями того, как быстро пустели полки магазинов города. И нет тут вины ни городских властей, ни торговли, - горожане всерьез обеспокоены работой Верховного Совета, принявшего Декларацию о независимости Латвии. Люди скупали все – соль, спички, масло. Ажиотаж достиг предела. Чтобы как-то упорядочить торговлю, мы были вынуждены уже в пятницу (4 мая – день принятия Декларации) установить норму отпуска в одни руки продовольственных и иных товаров. Ведь если бы этого не сделали, быстро бы истощились запасы. Мы же должны думать о том, чтобы у горожан на столе были продукты питания и завтра, и послезавтра, словом, всегда. И у нас, смею заверить, достаточно фондов, чтобы при условии рационального распределения продуктов питания хватило всем. Накопительства же впрок, чтобы у одних было густо, а у других пусто, допустить нельзя. Думаю, это понятно всем. Поэтому принятое горисполкомом решение о введении талонной системы – мера хоть и вынужденная, но справедливая...» (Из интервью заместителя начальника управления торговли В.Ничай, «Красное Знамя», 8 мая 1990 года).

 

И, действительно, город страдал от дефицита. Вот свидетельство обыкновенного жителя из той эпохи:

«В довоенные времена покупателя в магазины зазывали и не отпускали без товара. Сегодня же можно три часа прогуливаться по универмагу, и у тебя никто не спросит, зачем ты здесь. Можно войти в маленький магазин, постоять и выйти, и продавец не поинтересуется о цели твоего прихода...» - жаловался даугавпилчанин Э. Мазалевский.

 

Спустя неделю были введены талоны и на бензин. Нефтепродукты в Даугавпилс поставлялись ограниченно, нужно было принимать меры и по этому вопросу. Нормы для индивидуального транспорта были приняты следующими: для автомобилей – 30 литров, для мотоциклов10 литров в месяц. Как только это распоряжение было напечатано в прессе, длинная вереница легковых автомобилей выстроилась в направлении к АЗС.Заправившись, многие отъезжали, а затем, чуть погодя, снова становились в хвост очереди с пустым баком. За два дня было раскуплено 100 тысяч литров бензина. Обычно этого объема хватало на неделю.

 

И все же, самыми ценными талонами для обычных горожан являлись талоны на сахар и алкогольные напитки. Об этом свидетельствует тот факт, что «водочные» квитки повсеместно подделывались. За один август 1991 года только в одном даугавпилсском районе было обнаружено 22 000 поддельных талонов на покупку алкоголя. Это в 2 раза превышало количество официальных бумажек.

 

День в истории: полки магазинов опустели, в городе ввели талоны

 

На снимке: Подобного рода извещения после введения в Даугавпилсе талонов появлялись в городской прессе каждый месяц.