«На кого ориентированы эти цены?»3

«На кого ориентированы эти цены?»
«Так получилось, что в сентябре я попала в Даугавпилсскую региональную больницу (ДРБ) и была неприятно удивлена высокими ценами в больничном кафетерии, – говорит жительница Даугавпилса Марьяна.

– В конце концов это не частная клиника! На кого ориентированы эти цены? Ну ладно, когда килограмм свежего салата ценится в 5– 7 евро, однако, если этот же салат продается уже на второй-третий день, цена должна быть снижена. Или взять картофель по 4,25 за кг. Обычная картошка сварена, очищена и подогрета в духовке с растительным маслом. В этом кафе также очень дорогая минералка.  При мне пожилая женщина спросила, есть ли кефир, чтобы отнести в палату сыну, так кефира не было, а только йогурт по 1,40 за 0,7 л. Пришлось бабушке покупать "химию".  Когда я поинтересовалась у продавца, почему такие цены, она ответила: "Вы же по 10 евро за сутки платите в больнице, так это, по-вашему, недорого, а в кафетерии дорого?" Так мы же от безысходности за больницу платим, куда деваться? 

 

Я не стану утверждать, что в ДРБ плохо кормят, но не все удовлетворятся завтраком из манной каши, чая и кусочка батона, а потом жди до обеда. Когда я стала фотографировать эти цены, мне сделали замечание, мол, не имею права. А почему, собственно? Это что, военный объект?» – возмущалась Марьяна. 

 

По этой же теме был звонок от Евгении, которая также выражала свое негативное мнение в отношении кафетерия в ДРБ. «Сколько можно это терпеть? Знаю, что на высокие цены жалуются не только больные, но и младший медперсонал. Я, например, не в состоянии покупать что-либо в этом кафетерии. Да и сами врачи, когда приходят сюда пообедать, приносят с собой бутерброды, а покупают только чай. Горожанам проще, к ним могут приехать родственники, знакомые, привезти что-то покушать. Но что делать тем, кто проживает в волостях, а ведь половина больных – это совсем не богатые люди из сельской местности. Мало кто из родственников с мизерной зарплатой или пенсией поедет навещать такую бабушку, для этого надо еще потратиться на автобусный билет. Да родственников может и вообще не быть. Чего проще иметь в продаже свежий хлеб и масло? Люди жалуются на непомерные цены во время врачебных обходов, высказывают недовольство работникам кафетерия, но все без толку, их никто не слышит», – говорила Евгения. 

 

На прошлой неделе газета «СейЧас» побывала в кафетерии ДРБ, чтобы на месте убедиться, как там обстоят дела. На часах было 9:30. Кафетерий (SIA Euro House Group), как следовало из информации на его дверях, открывается в 8:00. Входим и сразу обращаем внимание на витрину с достаточно богатым ассортиментом салатов, выложенных в лотки. Однако при таком выборе ни одного ценника! Как это может быть? 

 

«Я сейчас скажу, чтобы поставили цену, – отвечает нам продавец за прилавком». Потом выяснилось, что это сама заведующая кафетерием Ольга Ставцева. Продавец дополняет ее ответ «уместным замечанием»: «Так я же все цены знаю, они не меняются». Выходит, раз продавец цены знает, покупатель может не волноваться, покупателю с больничной койки «лишняя» информация ни к чему. Кстати, цен не было также на некоторых предложениях кулинарии – котлетах, курице. 

 

Вообще, как следовало из бухгалтерского документа, в который нам разрешили заглянуть, цены на салаты (в зависимости от ингредиентов) варьируются здесь от 2,95 евро до 6,35 евро за кг. Понятно, человек не будет поглощать салат килограммами, в основном берут по 200 грамм, так что усмотреть в данном отношении корысть сложно. Когда «СейЧас» поинтересовалась, где эти салаты готовятся, заведующая ответила, что на заводе «Циглер машинбуве», чем привела в некоторое замешательство. Оказалось, Euro House Group снимает там помещение, в котором оборудована кухня. А вот развесное печенье в кафетерии, действительно, могло бы быть подешевле, – согласитесь, 4,70 евро/кг дороговато. Кусалась и цена на жареную курицу: 7,60 евро/кг, на филе рыбы – 8,90 евро/кг. Обескураживала, согласно прейскуранту, и стоимость куриного фарша – 7,70 евро/кг. Но нам тут же пояснили, что этот фарш идет только на начинку для пирожков. Отметим, что пирожки и булочки хоть и выпекаются на месте, цена на них тоже велика есть. Маленькая булочка, свежесть которой была под вопросом, стоила 0,42 евро. 

 

О. Ставцева считает, что цены на продукты во многом диктует «высокая аренда и большие расходы на электричество». 

 

Член правления ДРБ Рейнис Йокстс комментировал ситуацию так: «Эта фирма арендует у нас помещения с 2008 года. В текущем году запланирован очередной конкурс на аренду. Кто предложит более высокую цену, тот и победит. По закону установка цены на продукты в рамках конкурса не учитывается. Мы не имеем никакого отношения к процессу ценообразования. У меня также нет права повлиять на изменение цены. Если фирма выполняет возложенные на нее договорные обязательства по аренде, то какие основания для расторжения договора? Никаких». 

 

P. S.

 

Если бы у наших людей были достойные зарплаты и пенсии, наверное, никто бы не поднимал вопрос стоимости продуктов в кафетерии при Региональной больнице. 

 

Кафетерий тоже можно понять – надо отбивать расходы, притом что больные в основном обычные граждане и неграждане с заурядным достатком. Все мы в одной лодке, когда гребцы – из числа даугавпилчан имеют среднюю зарплату в 582 евро (до вычета налогов, в Риге средняя зарплата – 936 евро), а до зарплаты кормчего дотянуться можно разве что во сне – заработная плата президента Латвии за 2016 год составила без малого 60 000 евро. Зарплата Кучинскиса в должности премьер-министра за этот же период – 50 тыс. евро.