Памятник «борцу за свободу» или «зверскому разбойнику»?21

Памятник «борцу за свободу» или «зверскому разбойнику»?
Памятники называют восклицательными знаками истории. Вчера история ставила один восклицательный знак, сегодня – другой. Тут важно, кто заказчик.

Недавно на эстонском острове Сааремаа, в деревне Луулупе, появился памятник «лесному брату» Эльмару Ильпу и его отряду.

 

По признанию эстонских СМИ, хотя Ильп и «держал в напряжении оккупационные власти на Сааремаа до лета 1950 года», но «его боялись и местные жители» (err.rr). На памятном камне высечены имена Эльмара Ильпа и его соратников Редезе Томсон и Феликса Вахтера Александра Туулинга. Присутствует и символика отряда «Летучая смерть».

 

В церемонии открытия монумента участвовали представители ВВС государства, спикер Р. Хенн Пыллуаас – член радикально-националистической Консервативной народной партии Эстонии. Лесные братья при этом величались борцами за свободу в период оккупации.

 

«“Лесные” братья» и позднее диссиденты, вся эта тема, их борьба, цель и идеи рассматривались слишком мало и с некоторым налетом стыда. Они – наши герои. Они боролись за независимость Эстонии, за наш народ, и мы должны быть им благодарны и, несомненно, смело об этом говорить», – призывал Пыллуаас. (eadaily. com).

 

Между тем на Сааремаа об Эльмаре Ильпе рассказывают мрачные истории. Как признают даже государственные СМИ, есть люди, считающие его преступником, на руках которого кровь местных жителей, сотрудничавших с советской властью или относившихся к ней положительно.

 

Но вот руководитель общественной организации «Сааремааское объединение борцов за свободу» Яэн Теяр не считает «лесных братьев» преступниками. С его точки зрения, они были бойцами сопротивления.

 

«Они предупреждали, а затем убивали. И в своих листовках они все очень ясно говорили, что предателям нет места в нашем обществе», – указывает Теяр (EADaily). Защитник намерен добиться установки в городе Курессааре памятника всем тем, кто «в разные десятилетия погиб в борьбе с оккупационными властями – независимо от того, какой мундир они носили».

 

Примечательно, что летом 2011 года Сааремааский музей отказался проводить презентацию вышедшей на тот момент книги «Эльмар Ильп. Кровь на моих руках», посчитав концепцию произведения неприемлемой (Postimees.ee). Из пояснения директора музея по научной части О. Пести следовало, что он отказался от презентации из-за приведенного на обложке книги текста: «В 1945-1950 годы Сааремаа терроризировал “лесной брат”» Эльмар Ильп, которого многие до сих пор считают большим борцом за свободу. В действительности же он был самым зверским разбойником, садистом и серийным убийцей, который когда-либо ходил по эстонской земле. Одному из своих соратников Ильп признался, что, по его подсчетам, он убил не менее 100 человек».

 

Памятник «борцу за свободу» или «зверскому разбойнику»?

 

По мнению Пести книга исказила образ Ильпа.

 

«К тому же сотрудник национального архива Тийт Ноорметс в данный момент заканчивает сборник об истории “лесных братьев”, из которого следует, что Ильп не убивал невинных людей: он отправлял на тот свет только представителей советской власти, совершавших преступления против местных жителей», – искренне уверял музейщик.

 

В свою очередь, публицист Аллан Хантсом делает акцент на том, что зачастую люди Ильпа, прежде чем убить, избивали и пытали своих жертв, а трупы обливали бензином и поджигали.

 

«Отца известной эстонской актрисы и писательницы Хелле Лаас, учившего сааремааских детей игре на музыкальных инструментах, бандиты убили прямо на глазах его домочадцев. Официально известно примерно о сорока вооруженных нападениях банды Ильпа и ста ее жертвах. Хотя их вполне могло быть и больше – кто знает, сколько останков скрывают под собой мхи сааремааских лесов?» – говорит А. Хантсом.

 

К 1950 году большинство членов «Летучей смерти» были ликвидированы или пойманы. На свободе оставался лишь сам Ильп с немногочисленными единомышленниками.

 

«12 августа 1950 года по характерным следам колес угнанного Ильпом мотоцикла Harley Davidson сотрудники МГБ ЭССР вышли к бункеру неподалеку от деревни Луулупе, где Ильп отдыхал со своей подругой Редеэзе Тереса Томсон и Феликсом Вахтером. Как говорил по схожему случаю знаменитый киноперсонаж Глеб Жеглов, “ввиду особой опасности банды имелось предписание живыми никого не брать”», – проводит параллель Хантсом.