Всемирный сюжет

Всемирный сюжет
19 января православные и древлеправославные (староверы) христиане отмечают праздник Крещения (Богоявления) Иисуса Христа, и вместе с тем с сожалением признают, что некоторые считают достаточным в этот день зайти в храм только для того, чтобы запастись крещенской водой.

Есть и те, кто ограничивается окунанием в ближайшей проруби, наивно полагая, что таким образом раз и навсегда можно избавиться от грехов. 

 

Но неужели великое для многих событие названо Богоявлением только по той причине, что в этот день освящается вода? Крещенская вода – великая агиасма (в переводе с греческого «великая святыня»), по убеждению верующих, исцеляет от душевных и телесных недугов, гасит пламя страстей, отгоняет злые силы. Святой водой также окропляют жилища.

 

Священник Андрей Лоргус, клирик православного храма Св. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии, на вопрос: «Как с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне?» – отвечает: «Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев. Святая агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать…

 

Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное – чтобы человек, преобразились, богоуподобились… Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» – это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа. Думается, это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты "водой". Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!» 

 

Картина всей жизни

 

Упомянутый выше русский художник Александр Иванов (1806–1858) создавал свою главную картину «Явление Христа народу» в течение 20 лет. Это колоссальное по размерам и захватывающее дух полотно c 1925 года находится в Третьяковской галерее.

 

Согласно бытовавшему в XIX веке делению художников на разряды, А. Иванов был историческим живописцем. К этому академическому званию сам он относился с огромной ответственностью — не просто как к некой «специализации», но как к высочайшему призванию художника, охватывающему (и превосходящему) все другие жанры живописи. Поэтому главнейший труд «исторического живописца Иванова» явился не только плодом его личного религиозного чувства, но и результатом глубоких размышлений над мировой и отечественной историей. Еще будучи шестнадцатилетним юношей, художник рисовал Иоанна Крестителя в пустыне (рисунок не сохранился); к этому времени относятся и его первые опыты в иконописи. 

 

«Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии и, наконец, лично представить Его. Сей последний момент выбираю предметом картины моей», – писал о замышляемом полотне «Явление Христа народу» Александр Иванов. Живописец называл сюжет картины всемирным, поскольку имел целью показать человечество в переломное, решающее время его истории. Историческое перепутье — ведущая тема картины, люди запечатлены на рубеже эпох язычества и христианства, в момент духовного переворота. Картина должна была «изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу». Добиваясь подлинности эмоций, А. Иванов много времени проводил в храмах, изучал лица молящихся, их мимику, выражения людей в разных обстоятельствах, а потом искал по всей Италии (где создавалась картина) натурщиков, похожих на древних иудеев. Было важно создать живые, невыдуманные образы. Прежде чем приступить к грандиозному полотну, Иванов выписал этюды почти всех будущих персонажей. Столь скрупулезный подход отнюдь не сокращал время работы над картиной, однако ни наступившее для мастера голодное время, ни проблемы со зрением не заставили его ускорить творческий процесс в ущерб качеству.  

 

Потом критики признают, что, несмотря на обилие деталей и многообразность композиции «Явления Христа народу», она чудесно сбалансирована. Своеобразный центр полотна – мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн – своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально ни находился, и затем устремляется за вытянутой рукой – в сторону Спасителя. 

 

Изображенное событие — явление Христа народу произошло после свершившегося ранее Крещения Спасителя, последовавшего затем Его пребывания в пустыне и возвращения Его оттуда. Затем состоялось призвание к апостольскому служению первых учеников Иисуса Христа — Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, Симона-Петра, Иакова, Филиппа и Нафанаила (Варфоломея). 

 

Отклик Н. Гоголя

 

Друг живописца писатель Николай Гоголь так описал свое впечатление от «Явления Христа народу»: «Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, Которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свои различные телесные движенья, устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на различных лицах своих различные чувства: на одних – уже полная вера; на других – еще сомненье; третьи – уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот самый, во Имя Которого уже совершилось Крещение, – и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавший на Спасителя перстом, произносит: "Се агнец, взъемляй грехи мира!" И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря: "От Назарета пророк не приходит". А Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям».

 

Известно, что Гоголю нашлось место на знаменитом полотне А. Иванова – художник писал с него одну из фигур, это персонаж, ближайший к Христу, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии и выделяющийся своим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно. 

 

В 1858 году живописец возвращается из Италии, он решает продать картину и на вырученные деньги осуществить давно задуманное паломничество в Святую Землю.

 

Но в России главное произведение его жизни поначалу не находит достойного понимания. Александру Иванову пришлось столкнуться с равнодушным и холодным приемом. Через шесть недель по возвращении в Петербург он заболевает холерой и 3 (15) июля умирает. Спустя три часа на квартиру Иванова было доставлено письмо, в котором сообщалось, что император Александр II приобретает за 15 тысяч его картину и награждает художника Владимирским крестом.

 

Творческое вдохновение Александра Иванова питали искренняя вера в Бога, безграничная любовь к искусству и сочувствие к униженным, страдающим людям, стремление им помочь. Художник был убежден: назначение искусства — изменить жизнь к лучшему, эта же мысль ясно прослеживается в его творении «Явление Христа народу», которое мы неслучайно вспомнили именно сегодня, 19 января.

 

На фото: Полотно «Явление Христа народу» (5,5 на 7,5 м, c 1925 года находится в Третьяковской галерее) предстает развернутой философской поэмой. На нем персонажи картины в своей абсолютной разности обращаются к единой возвышенной цели. Настроение людей, приветствующих Христа, можно охарактеризовать как состояние ожидания чего-то лучшего, как упование на то, что это лучшее однажды победит зло, что душевные порывы людей получат удовлетворение и на земле утвердится правда.