«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»4

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

Любой фестиваль реконструкции связан с демонстрацией исторических костюмов определенной эпохи. Международный фестиваль реконструкции «Динабург-1812» помимо прочего, представил к всеобщему обозрению разновидности армейских форм начала XIX века.

Кавалеристы, артиллеристы, бомбардиры, уланы, драгуны, гренадеры, егеря, кирасиры, казаки и прочие, наделялись своими знакам отличия.

 

Горожане и гости Даугавпилса с интересом рассматривали форменную одежду былых времен. Как известно, в числе защитников Динабургской крепости были и гусары. Сводный гусарский полк под командованием майора Егора Ивановича Бедряги прибыл в Динабургскую крепость 23 июня 1812 года в составе 4-х эскадронов. Гусары должны были содержать форпосты на подступах к Крепости и оповещать командование о приближении неприятеля. Справились на отлично!

 

20 июля grani.lv познакомились с московским гусаром Александром Смирновым, от формы которого невозможно было оторвать глаз. Гусар оказался поющим – исполняет песни под гитару на стихи Дениса Давыдова, Пушкина, Баратынского, Державина, Дельвига. «Гусарит» с 2005 года.

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

 

 

«По жизни я обычный человек, а в творчестве – романтик. То, что я в гусарской форме не означает, что претендую на какой-то исторический персонаж, меня вполне устраивают собственное имя и фамилия… Насколько я знаю, многие «подсели» на реконструкцию, прочитав роман «Три мушкетера»….», - говорил явный похититель женских сердец.

 

В свою очередь, даугавпилчанин Виталий Михайловский был облачен в нестроевую форму казачьего унтер-офицера. Свой выбор пояснял тем, что в Динабургской крепости стояла команда из 69 казаков, двух офицеров и одного унтер-офицера.

 

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

 

 А вот «форменный» французский гренадер из Литвы, выразив просьбу не называть его имени в статье, рассказал, что в ходе крупных исторических реконструкций могут быть реальные жертвы. По его словам, в 2015 году, когда на площади в несколько десятков квадратных метров была развернута ретроспектива битвы при Ватерлоо с участием пяти тысяч пехотинцев и 360 кавалеристов, трое участников баталии – француз и два англичанина домой не вернулись, погибли. Один -- неудачно упал с лошади.

 

Маршал в крепости

 

Бесспорно, главным действующим лицом фестиваля в Крепости, невзирая на все многообразие его участников, оставался наполеоновский маршал Никола-Шарль Удино в образе которого представал москвич Олег Валерьевич Соколов.

 

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

 

Справка. О. В. Соколов – российский историк, специалист по военной истории Франции. Член научного совета Российского военно-исторического общества. Автор замечательных статей по военной истории Европы XVII – начала XIX веков. Известно его капитальное исследование «Армия Наполеона» (1999), переведенное позднее на французский язык. Соколов –автор монографии «Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа. 1799–1805 гг.». Его научная деятельность отмечена орденом Почетного легиона. Соколов – основоположник движения военно-исторической реконструкции в России. Являясь президентом Общероссийского Военно-исторического движения, руководил реконструкцией Бородинского сражения. Он же -- консультант исторических фильмов по эпохе Наполеона; автор ряда исторических передач, вышедших в России, Франции, Великобритании, США, Испании. Среди единомышленников известен как «Сир».

 

Огромное спасибо Олегу Валерьевичу за то, что в своем плотном графике, он выделил время для Даугавпилса, продемонстрировав боевую выправку и выносливость настоящего офицера, когда приходилось совмещать жару и форму.

 

 

В предоставленном ему приветственном слове, Соколов отметил превратности истории, в том смысле, что маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской/Даугавпилсской крепости, «пусть и 200 лет спустя». Выражая удовлетворение продолжающейся традицией фестиваля реконструкции в Даугавпилсе, Олег Валерьевич отмечал, что такие объединительные праздники «сближают народы, способствуют дружеским рукопожатиям, поднимают над политической суетой». «Раньше мир, наверное, был более понятен. Мужчины сражались на поле боя, женщины ждали их дома. Были красивые мундиры… Романтика и героизм, проявленный в боевых походах. Крепость для Даугавпилса – удивительный памятник архитектуры. В Европе таких памятников не так уж и много, цените это!».

 

Соколов также выразил благодарность руководству города за оказанный ему «любезный прием» и надежду, что фестиваль в нашем городе будет развиваться.

 

Надо было видеть и слышать, как на чистейшем французском, верхом на только что объезженном коне, Соколов (Удино) отдавал команды и приветствовал своих гренадеров. Эта сцена впечатлила и надолго останется в памяти.

 

С точки зрения историков, несмотря на то, что Удино не мог равняться по своему стратегическому и тактическому таланту с Даву или Массеном, он не уступал им в храбрости и умении владеть душами солдат, а порой даже превосходил таких признанных храбрецов как Мюрат. Удино жил по строгому кодексу чести. Честно сражался во имя славы и могущества своей страны. Его отборную гренадерскую дивизию современники прозвали «адской колонной». Представляя маршала русскому царю Александру, Наполеон назвал храброго и напористого Удино «баярдом французской армии». И вот как такому не покорилась Динабургская крепость?..

 

Читала, что, обладая сложным и вспыльчивым характером, Удино нуждался в постоянной опеке Наполеона, – как только ее недоставало, допускал ошибки. Вот какое описание событий у Динабургской крепости (1812) оставил нам барон Марселей де Мэрбо, служивший тогда в кавалерийском конно-егерском полку: «Удино совершил серьезную ошибку, атакую неприятеля, закрепившегося между бараками и защищавшегося огнем из пушек и ружей. Надеясь, выбить с позиции вражеских пехотинцев, маршал послал против них батальон португальцев, шедший впереди нашей кавалерии. Но эти иностранцы, бывшие военнопленные, которых завербовали в армию во Франции, отчасти вопреки их желанию, повели себя очень трусливо, и мы все время оставались под огнем…»

 

Соколов – порталу grani.lv

 

«Воюю уже 42 года. Мне было 19 лет, а моим четверым друзьям по 18, когда мы добыли в театральном запаснике старинные мундиры наполеоновской армии. У меня оказался генеральский, а у друзей адьютантские… Костюмы эти шились к 100-летию Отечественной войны.

 

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

 

Провели две ночи и два дня в заброшенной Копорской крепости (крепость Копорье расположена на юго-западе Ленинградской области. На своем веку она неоднократно перестраивалась и несколько раз переходила от шведов к России. – Прим. авт.). Это был первый военно-исторический поход нашей пятерки в униформе. В подполье (собирались у кого-нибудь дома в мундирах, обсуждали, совершали небольшие вылазки в лес) существовали до 1988 года. Невозможно было поверить, что увлечение в итоге обернется настоящими реконструкциями, хотя мечты на этот счет имелись. Вот так все начиналось. Образовали общество «Империя», которое на постсоветском пространстве трансформировалось в многотысячную «армию»; военно-исторической реставрацией с нашей подачи сегодня занимаются более 80 тысяч человек.

 

Первый военно-исторический поход по местам боевой славы 1812 года мы провели в 1988-м. Идею поддержал ЦК ВЛКСМ. В мундирах русской и французской армии шли около 80 человек. Поход произвел сильный эффект, о нем заговорили. Газеты, радио, телевидение... Годом позже была создана Федерация военно-исторических клубов. После распада СССР Федерация разделилась на несколько независимых объединений…»

 

В ходе разговора grani.lv обратили к уважаемому Сиру вопрос об отношении к личности Наполеона в сегодняшней Франции. Дело в том, что в программе французский школ сокращено изучение периода знаменитого французского императора, его военных кампаний. В итоге молодые французы крайне мало осведомлены о Наполеоне. По факту период его правления сведен к административной деятельности Бонапарта. Императора «проходят» лишь как создателя Гражданского кодекса.

 

Несколько общин вообще потребовали, чтобы никаких связанных с Наполеоном празднований не проводилось. И ведь не проводят!

 

«Да, заслуги Наполеона во многом забыты, притом что он – создатель Почетного легиона, Государственного совета, основоположник лицеев, университетов… Но эта часть наследия вычеркнута псевдолиберальной интеллигенцией. Для них Бонапарт – кровожадный палач, культивируется чувство вины и раскаяния. О победах наполеоновской армии говорить не принято. Сегодня во Франции историю начинают изучать с Африки… И такая ненависть к собственному прошлому сейчас не только во Франции, в других странах тоже.

 

«Маршал Удино все-таки проскакал по мостовой Динабургской крепости»

 

В заключение небольшой беседы О. В. Соколов упомянул также, что его дочь, окончившая престижное учебное заведение во Франции, прекрасно говорит на французском, чем Сир очень доволен.