Телефоны полагались врачам, адвокатам, торговцам…2

Телефоны полагались врачам, адвокатам, торговцам…

Это сейчас у каждого в кармане мобильный телефон, а то и два! Но старшие поколения помнит время, когда, чтобы позвонить знакомому, надо было бежать к автомату или отсиживать в очереди на Главпочтамте, ожидая выполнение своего заказа.

Листая старые газеты, натолкнулась на статью краеведа Залмана Якуба, со дня рождения которого в текущем году минуло 100 лет. Статья тоже, можно сказать, юбилейная: газета «Красное Знамя» вышла с ней полвека назад, в декабре 1969-го. В статье, содержащей немало примечательных цифр, говорится о телефонном прошлом нашего города. Предлагаю пробежаться по ней вместе.

 

Итак, по данным за 1904 год, в Двинске было 96 телефонных абонентов, один телефон приходился на 936 жителей. Обслуживали телефонную станцию, по данным 1908 года, 6 человек.

 

В ноябре-декабре 1912 года завершилось строительство телефонных линий Двинск – Калупе; Двинск – Ливаны, а в январе 1913 года – линии в Дагду.

 

26 августа 1913 года была открыта телефонная связь между Двинском и Ригой, Бауской, Вентспилсом, Валмиерой, Елгавой, Тукумсом и Рижским взморьем. В городе заработало два переговорных пункта.

 

В канун Первой мировой войны (1914-1918) здесь было около 350 телефонов и три телефона-автомата. Проходившие вблизи Двинска ожесточенные бои повредили телефонную сеть. В 1919 году ее фактически пришлось восстанавливать заново. Согласно «Списку абонентов телефонной станции», опубликованному в газете «Красное Знамя» за 14 апреля 1919 года, в городе было 108 телефонов. В основном – в учреждениях военного ведомства, в больницах и лечебных пунктах, в Совете рабочих депутатов, в милиции и отделе юстиции.

 

По свидетельству «местной буржуазной газеты «Двинский голос», за 30 января 1928 года, работа телефонной станции вызывала много нареканий. О плохом состоянии дел в Даугавпилсской телефонной конторе эта же газета оповещала 21 февраля 1933 года. Надо заметить, что все номера телефонов в городе размещались тогда в одном большом шкафу, абонентов вручную соединяли пять девушек.

 

«Мы осмотрела на Шоссейной улице склады телефонных принадлежностей, которые почти иссякают. Особенно замечается недостаток в аппаратах. Но государство для пополнения запасов не отпускает средства», – указывал журналист.

 

Что и говорить – телефонизация города развивалась медленно. В январе 1928-го было 468 телефонов, а в 1933 году – 754. Телефоны главным образом полагались врачам, адвокатам, торговцам и прочим дельцам, их также устанавливали в учреждениях. По причине низкой технической оснащенности небольшую телефонную станцию обслуживали 45 человек.

 

1 января 1930 года ознаменовалось установлением прямого телефонного сообщения Даугавпилса с Москвой и Ленинградом. Но доступно оно было немногим: трехминутный разговор в дневное время составлял почти двухдневную зарплату рабочего.

 

В новом здании почтамта, открытом 20 декабря 1935 года, вступила в строй автоматическая телефонная станция. Но и это новшество не сделало телефон доступным для широких слоев населения. За девять лет (1932-1940) в Даугавпилсе установили только 429 новых аппаратов. Всего в 1940 году их было 1248.

 

Телефоны полагались врачам, адвокатам, торговцам…

 

В 1944 году, перед освобождением города, немецко-фашистские оккупанты демонтировали городскую автоматическую телефонную станцию, вывезли ее в Германию, а здание нового почтамта взорвали.

 

После освобождения к восстановлению телефонной связи приступила Красная армия. Первым делом установили шнуровой коммутатор емкостью 300 номеров. В 1945 году из Восточной Германии была доставлена трофейная автоматическая станция, которую установили в доме на ул. Райниса, 12 . В этом же году была налажена телефонная связь со всеми волисполкома уезда, а в скором времени и с остальными городами республики.

 

Новая станция вступила в строй в 1964 году, телефоны были переведены на пятизначную нумерацию. На 1 сентября 1969 года в городе было уже 6770 телефонов (без телефонной сети железнодорожного узла). С 1963 года количество телефонных абонентов увеличилось почти в три раза. Кроме того, в городе появилось 118 телефонов-автоматов для общественного пользования.

 

«Телефон прочно вошел в наш быт, – писал З. Якуб. – Сейчас квартирные телефоны составляют в городе 70 процентов и имеются в каждой четвертой квартире. Ведутся значительные работы по увеличению линейно-кабельного хозяйства, замене воздушных линий связи подземными. Только в этом году (1969) для этих целей было освоено 150 тысяч рублей».

 

В начале 1970-х годов в Черемушках планировалось построить новую станцию с возможным ее расширением до 5 тысяч номеров. Министерство связи республики разрабатывало перспективные проекты развития телефонной связи на 1970-1980-е годы. Отмечалась техническая оснащенность и рост автоматизации на городской телефонной станции: «Если до установления Советской власти здесь трудились 45 человек, то теперь всего 80, хотя количество телефонов увеличилось в семь раз».