О том как в Латвии все по Шекспиру, или "Любовь убивает вас с небес"11

О том как в Латвии все по Шекспиру, или "Любовь убивает вас с небес"
Признаюсь, получил немалое удовольствие от прошедших выходных. Не потребительское, – ни в коем случае – скорее интеллектуальное. Даже описать сразу свои впечатления не удалось – ждал пока мысли, так сказать, устаканятся. Хотя, вроде должно было быть все иначе – культура ведь у нас тоже на потребление теперь настроена...

В воскресенье присутствовал в Резекненском театре-студии «Йорик» на постановке «Ждем перемен» по мотивам пьесы Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Премьерный показ спектакля 22-летнего режиссера Ильи Бочарникова и исполненный молодежной труппой театра проходил в рамках «Дней русской культуры».

 

Сюжетная линия спектакля существенно не отличалась от произведения классика, - так, лишь в некоторых нюансах. Но как ценны задумка и исполнение!

 

Пожалуй главным отличием можно назвать отсутствие хоть какого-то хэппи-энда в конце. Если у Шекспира хотя бы над бездыханными телами детей главы семейств Монтекки и Капулетти забывают о кровавой вражде, то у Бочарникова нет. Ими продолжает властвовать ненависть друг к другу. И здесь интересны сюжетные параллели, с помощью которых молодой режиссер попытался связать Шекспира с латвийской реальностью, а для большей наглядности и удобоваримости снабдил эффектными образами.

 

Действительно, две враждующие общины нашей страны – латышская и русская – давно уже не помнят откуда пошла этническая распря. Толи со времен царизма, – александровской русификации – то ли из-за советской «оккупации». Для них не в этом суть. Важно, что для поддержания этой самой распри лучшие умы – ученые, писатели, педагоги и журналисты обеих общин – накапывают все новую и новую аргументацию. Все по Шекспиру: Монтекки и Капулетти тоже не помнят причин, но зато целенаправленно ищут повода для очередной поножовщины. И когда почти в заключении спектакля, сидя на сцене (в этом и есть режиссерская задумка – для нахождения с актерами в едином сценическом пространстве) под ритмичную песню Виктора Цоя «Мы ждём перемен» окунаешься в предложенную видеонарезку, где видишь трагические вехи латвийской истории, начиная со времен Атмоды и заканчивая школьными манифестациями 2003-2004 годов, шабашами бывших эсэсовцев 16 марта, невольно задаешься вопросом, прямо по Чернышевскому – что делать? А вот на этот вопрос, как раз, режиссер не ответил, что уже при личном общении и подтвердил. Более того, по замыслу Бочарникова – он это и не должен был делать. А зря.

 

Как приверженец «искусства для чего-то», не считаю, что достаточно лишь обозначать проблему. Искусство, как воплощение прекрасного в человечестве, должно подсказывать ответы. Примеров много – не стоит утомляться перечислением их всех. Достаточно той же шекспировской «Ромео и Джульетты», где примирение (а если вдуматься глубже – любовь) между враждующими семействами появляется лишь после принесенной с двух сторон жертвы – смерти их детей. Любовь в христианстве жертвенна – классик показал библейский путь взаимного примирения, взаимной любви. Поэтому не зря Шекспир похоронен в Стратфордской церкви Святой Троицы.

 

Несмотря на мастерство исполнения спектакля (режиссер Бочарников, надо признать, не по возрасту глубок), использованная в постановке провидческая для враждующих сторон фраза, - «Любовь убивает вас с небес» - повторюсь, спектакль не дал ответа, что делать. Зато Шекспир дал. Как это не печально признавать, но, видимо, еще не принесена на алтарь мира и любви между общинами та жертва, чья весомость могла бы остановить вражду. И пока этого не произошло – противостояние будет продолжаться.

 

И даже должно продолжаться. Это диалектика.