Как избежать «депрессивной» эпидемии?

Как избежать «депрессивной» эпидемии?
Приближается декада борьбы с депрессией, которая была и остается проблемой не только в психиатрии, но и среди широкого круга врачей других специальностей. Невольно в памяти всплывают слова великой поэтессы А.Ахматовой: "Тускнеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль..."

Мы знаем, что эти строки были написаны в период тяжелых утрат, репрессий и издевательств над ее поэзией. В то время ее душевное состояние и пророческие слова о «печали» звучали как депрессия, которую она не отделяла от бытия человека.

 

Само же название "депрессия", означающее уныло-мрачное настроение, угнетенное состояние души, появилось в медицине в 20-30 годы прошлого столетия. До этого, со времен Гиппократа, т.е. более 2000 лет господствовал термин «меланхолия». Ее причиной «отец медицины» считал наводнение организма «черной желчью». Тем не менее, описание приступов мрачного настроения можно найти и в сюжетах Библии, и в Египетских манускриптах, и в древнеиндийских преданиях.

 

Накопленный веками опыт позволяет делить депрессии на 3 группы, в зависимости от основной причины.

 

Большую часть составляют так называемые «эндогенные депрессии». Они не зависят от каких-либо вредных воздействий или стрессов, событий и возникают в любом возрасте. Существенную роль в их возникновении играет наследственная отягощенность психическими заболеваниями. Установлено, что из 1000 мужчин, 22 в течение жизни встретятся с эндогенной депрессией, а из 1000 женщин - 48. Однако, с годами мы не наблюдаем прироста этой группы депрессий.

 

Но все чаще возникают и накапливаются в людях так называемые «адаптационные» или «реактивные» депрессии. Они возникают в ответ на стрессовые события – смерть близкого человека, крах предпринимательской деятельности, известие о тяжелом неизлечимом заболевании, социальная неустроенность, выход на пенсию и т.д. Эти депрессии не столь глубоки как эндогенные, но очень трудно поддаются лечению. Они склонны к рецидивам, затяжному течению. Нередко через 1,5-2 года эти нажитые депрессивные состояния приобретают свойства эндогенной депрессии и становятся причиной инвалидности.

 

По данным нашей больницы ежегодный прирост адаптационных депрессий в 2010-2011 г. составлял 61%. Среди этого варианта депрессий особо сложны для лечения случаи депрессии, связанные с крахом предпринимательской деятельности или реакция «тяжелой утраты». В сущности это психологически понятные аффективные реакции. Нужен большой опыт,умелое и ненавязчивое утешение, искреннее сочувствие.

 

Важно вовремя заметить ту опасную грань в душевном состоянии пациента,когда у него импульсивно,неожиданно для окружающих возникает нежелание жить. Никогда не забудется трагический случай в нашем городе, когда молодой предприниматель, имея жену и детей, покончил с жизнью в состоянии депрессии, а его мать через 25 дней добровольно ушла из жизни, не пережив смерти единственного сына.

 

Опыт подсказывает, что симптомы реакции утраты постепенно ослабевают и психиатрическая помощь не требуется. Однако, если реакция затягивается на 6 месяцев (нарушение сна, снижение аппетита, слезливость, постоянные мысли о случившемся несчастье) – то уже требуется консультация психиатра, и, возможно, медикаментозная поддержка и специальная психотерапия. Другой причиной депрессивных состояний являются хронические, трудно поддающиеся лечению заболевания – склероз сосудов головного мозга, инфаркт миокарда, болезнь Паркинсона, полиартриты. Это депрессии пожилого возраста. С увеличением продолжительности жизни количество таких «органических» депрессий с каждым годом возрастает.

 

На практике, в реальной жизни, у депрессивных пациентов мы находим взаимосвязь всех трёх причин, что существенно определяет план их лечения.

 

Итак, мы видим, что депрессивное расстройство становится универсальным, а перспектива на ближайшие 10 лет еще менее утешительной. По данным ВОЗ депрессии в 2020 г. выйдут на первое место среди всех заболеваний, обогнав сердечно-сосудистые болезни и даже грипп. Депрессия займет второе место среди болезней, приведших к потере трудоспособности. Однако население еще недостаточно ознакомлено с депрессивной болезнью и возможностью ее лечить традиционной медицины. Поэтому 50% лиц с депрессией не обращаются за медицинской помощью, а из остальных 25-30% - попадают на прием к психиатру, и 20% - лечатся у врачей других специальностей.

 

Располагает ли современная медицина радикальными средствами для лечения депрессий? К сожалению, утвердительный ответ дать невозможно. Наука пока на полпути к раскрытию патогенеза этого душевного заболевания. На клеточно-молекулярном уровне с использованием сложнейших компьютерных методик обнаружен дефицит медиаторов в синапсах нейронных систем, регулирующих настроение. К настоящему времени мы располагаем десятками различных антидепрессантов, восполняющих этот дефицит. Пока заметный эффект,т.е. «купирование» депрессивного приступа наблюдается у 60-70% пациентов. При выборе антидепрессанта учитывается характер депрессии, степень ее тяжести, сезонность, а также сопутствующие заболевания. К сожалению у 30% современные антидепрессанты не оказывают ожидаемого эффекта. При лечении этих пациентов широко используются немедикаментозные методы лечения. У каждого пациента депрессия проявляется по-разному. Нужен опыт и профессионализм,чтобы поставить правильный диагноз, подобрать соответствующий антидепрессант и его дозу. Важно отметить,что антидепрессанты выписываются с 50% скидкой пациентам с диагнозом эндогенной депрессии.

 

Тем не менее, антидепрессанты и антитревожные препараты – это лишь половина лечения. Не менее важное место занимают различные виды психотерапии и эрготерапиию.

 

Когнитивная психотерапия направлена на:

 

1. разубеждение пациента в его оценке прошлого, настоящего и будущего, его склонности к самоосуждению и самоуничижению;

2. на актуализацию позитивного восприятия в оценке себя, окружающих лиц и событий.

 

Эрготерапия или терапия занятостью направлена на активизацию двигательной активности пациента, на его вовлечение в несложные, но интересные трудовые процессы, в коллективные развлекательные мероприятия. Для этой цели в больнице и диспансерном отделении функционируют два дневных стационара на 70 мест, трудовые мастерские, тренажерные комнаты, 2 релаксационных зала, комната для занятий музыкой, танцами, рукодельем, рисованием и т.д. К праздничным дням пациенты готовят концерт самодеятельности, выставки-продажи.

 

К сожалению, при тяжелых депрессивных состояниях некоторые пациенты преувеличивают свои недостатки, считают себя грешниками, заслуживающими тяжелой кары. Поэтому в качестве психотерапии в больнице функционирует конфессиональная комната. Здесь пациенты по их просьбе встречаются со священнослужителями, приходят на исповедь, а также причастие Святых Христовых Тайн. В зале реабилитационного центра совершаются торжественные литургии в дни Рождества и Пасхи.

 

Теперь мы видим, что материальные ресурсы и кадры психоневрологической службы подготовлены достаточно к предстоящей «депрессивной эпидемии» и хотелось бы только пожелать, чтобы при всех наших заботах и проблемах мы встречали приветливую улыбку, дружеский взгляд, сочувствие и понимание,чтобы мы были способны замечать вокруг себя и светлое, и смешное, и забавное.

 

Это будет непреодолимым барьером для уныния.

 

В.Кулаков,

врач-психиатр,

кандидат мед.наук.