Концерт станет событием!

Концерт станет событием!
«Меня зовут Наталия Яперте, я уроженка Даугавпилса. Этот город и человек по имени Марьян Александрович Панкевич когда-то дали мне путевку в жизнь…» – так начиналось письмо, полученное  от выпускницы Даугавпилсского музыкального колледжа Наталии Ершовой (Яперте), ставшей известной в Европе аккордеонисткой.

А вскоре в Даугавпилс прибыла и она сама, чтобы рассказать о пройденном и подготовить почву для чудесного музыкального представления под названием «Тайные знаки культуры» – концертного действа, которое просто нельзя пропустить человеку, причисляющему себя к людям культурным и образованным, – ведь нас посетит сам Михаил Казиник! Однако обо всем по порядку.


Наташа Ершова училась у талантливого и широко известного музыканта В. М. Ходукина, которому город обязан Международным фестивалем аккордеонной музыки. Вспоминает о Валерии Михайловиче (ныне покойном) как о человеке уникальном, способном не только научить чувствовать музыку, но и тонком психологе. Так сложилось, что Наташа воспитывалась у дедушки с бабушкой, заменивших ей в силу обстоятельств папу и маму. Были моменты, когда мудрое слово Ходукина тоже вносило важную лепту в становление ее характера. «Когда дедушка умер, учитель заменил мне отца», – признается через годы Наташа.

ТОТ САМЫЙ EXCELSIOR


Аккордеоны – никогда не стоили дешево. Во время учебы в колледже ее спутником был инструмент, купленный у известного исполнителя Михаила Тимофеева, тоже ученика Ходукина. Сегодня Михаил живет и работает в Германии. Чтобы купить для внучки тот аккордеон, дедушка с бабушкой, которых Наташа воспринимала родителями, называя «папа» и «мама», отказались от приобретения более просторной квартиры. Шло время. Видя, что Наталия подает большие надежды, Ходукин советует ей сменить аккордеон на более престижный, что позволило бы совершенствовать технику, участвовать в фестивалях и конкурсах. Но где взять деньги на дорогой инструмент? Дедушка Наташи Сергей Игнатьевич Дрягин, всей душой болевший за будущее внучки, и рад бы был помочь, перезанять где-то, но срок его жизни к этому времени уже подходил к концу.


Теперь у девочки оставалась только бабушка Мария Карловна со скромным пенсионным достатком. И тут помощью подоспел случай – Ершова победила в конкурсе «Таланты Латвии» (1998), за что полагалась годовая стипендия в размере 75 латов в месяц. Стипендия обернулась периодическими взносами на аккордеон, но так как денег все равно не хватало, Наташа обратилась к японской джазовой пианистке Кейко Макнамаре, которая пожертвовала на эти цели 1000 долларов. В результате от суммы трех слагаемых – деньги за проданный аккордеон, стипендии и тысяча от Макнамары – стало возможным приобрести немецкий аккордеон Weltmeister Supita. С ним Ершова (Яперте) окончила колледж и поступила в Вильнюсскую музыкальную академию. Но на 2-м курсе профессор Э. Габнис заявил, что ей необходим инструмент с более совершенными техническими параметрами. Такой аккордеон на тот момент стоил более 5 тыс. евро, сегодня и того больше. Пришлось опять включиться в сбор средств. Имея на руках список даугавпилсских предпринимателей, Наташа рассылала по адресам письма. Кто-то откликался, кто-то отказывал... Так или иначе, но до нужной суммы было еще ох как далеко, несмотря на проданный немецкий аккордеон, упавший к тому времени в цене. В списке стояло и имя Марьяна Александровича Панкевича (Dautkom). Наталия без особой надежды пошла к нему на прием. Беседовали минут 15. Панкевич интересовался творческими планами, ближайшими концертами. Девушка разложила на столе дипломы – доказательство личных побед. «Я вам помогу. На какой счет перечислить деньги?» – спросил просто. От этих слов забилось сердце – аккордеон будет! Инструмент из Италии в Даугавпилс доставил сам профессор Габнис. Меценату захотелось взглянуть на столь дорогостоящую музыкальную «забаву». Когда аккордеон расчехлили, Наташа с трепетом взяла первые аккорды… Что играла, уже и не помнит, – помнит свое волнение. «А что это за камушки – бриллианты?» – улыбнулся Марьян Александрович, кивнув на сверкающую инкрустацию инструмента, когда она перестала играть. При расставании пожелал удачи на конкурсах и с тех пор стал живо интересоваться творчеством аккордеонистки. Наталия спешила к нему с кубками, дипломами, фотографиями… Дружбу прервал преждевременный уход этого человека. Последний раз они встретились перед Наташиной свадьбой, в 2006 году. А через два года Наталия Яперте уехала жить и работать в Англию. Сегодня у нее свой творческий коллектив, музыкальная жизнь бьет ключом, часто выезжает с концертами в другие страны. И с ней всегда тот самый Excelsior, напоминающий о Марьяне Александровиче, его доброте, человечности и внимательности к людям.

ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ


Будучи в 2012 году в Стокгольме, Наталия Яперте познакомилась с мировой знаменитостью – Михаилом Казиником, который ошеломил, перевернул сознание. То, что судьба свела с харизматической личностью, было понятно сразу. Они сидели в кафе и не чувствовали времени: Наташа, Михаил Казиник с женой и его сын Борис. Наталия узнала, что пару лет тому назад Михаил снимал в ее родном городе фильм «Эффект Даугавпилса», посвященный Марку Ротко. По ходу разговора зародилась идея совместного концерта на одной из даугавпилсских сцен. Потом Наталия вышлет Казинику свои записи, Михаил признается, что в восторге от ее игры и утвердится в решении – концерту в Даугавпилсе быть! Заметим, что подобного концерта наш город еще не видел! Вас приглашает виртуозный музыкант, писатель, педагог (автор методики комплексно-волнового урока), эксперт и ведущий концерта Нобелевского комитета Михаил Казиник, но главное – неутомимый пропагандист Прекрасного. Искусство для Казиника – признак бытия Бога. «Почему крестьяне XIX века понимали Баха, а для нас сегодняшних Бах вдруг стал сложным?» – ставит вопрос просветитель. И отвечает: «Да потому, что мы не настроены на нужную волну. Крестьянин XIX века в субботу забывал обо всех делах, наряжал детей, жена тоже наряжалась, они шли в храм, видели распятие, задумывались о жизни и смерти… Они включались в Вечность! – и Бах при этом был понятен!» Казиник доказывает, что классическая музыка – это не всегда серьезная музыка: и Бетховен тоже умел улыбнуться через свои произведения, подсказывая тем самым, что выход из тупика всегда есть. Казиник иронизирует, как усердно люди заботятся об антивирусной защите своих компьютеров, не делая при этом ничего, чтобы защитить свои собственные мозги. Ведь достаточно включить телевизор на 5 минут – и уже какой-то «троян» внедрился в сознание. На место культуры приходит антикультура, а на место высокой музыки – попса. «Причем попса такого очевидно жуткого вида, что становится страшно за народ, всерьез воспринимающий эти тексты», – говорит Казиник, зовущий к настоящему искусству, в котором всегда имеются тайные знаки. Любой значительный мастер вкладывает в свои творения больше, чем может постичь слушатель. Задача исполнителя – раскрыть глубину произведения.

ВПЕРВЫЕ ПРОЗВУЧИТ В ДАУГАВПИЛСЕ


М. Казиника воспринимают человеком энциклопедических знаний. Он умеет рассказывать интересно, с чувством, когда аудитория замирает от восторга. Погружаясь в тайну, мы узнаем, что Петр Чайковский долго не хотел браться за оперу «Пиковая дама». Не брался, пока его брат Модест не переделал либретто, которое весьма отличается от пушкинского оригинала. К примеру, если у Пушкина Лиза – бедная родственница богатой старухи, то у Чайковского она ее внучка. Разнится многое, в том числе и финалы: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума, все же не умирает, а Лиза сравнительно благополучно выходит замуж. У Чайковского – оба героя погибают…


Много загадок связывается с именем Вивальди. Одна из них больше похожа на легенду. Якобы среди творений композитора имелась одна зашифрованная партитура «Страшного суда», которая могла открыть человечеству дверь в параллельный загробный мир, но после смерти Антонио Вивальди партитура и ключ к ней бесследно исчезли. Много интересного известно М. Казинику о дружбе бельгийской королевы Елизаветы с советским скрипачом Давидом Ойстрахом. Перед смертью (1965) королева слушала музыку, большую часть пластинок при этом составляли записи Ойстраха. Елизавета, которую при жизни называли Красной королевой, завещала своему любимому скрипачу великолепную скрипку работы Страдивари.


«Я не популяризатор музыки... Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы. Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – поясняет автор бестселлеров «Тайны гениев» и «Волновые пути к музыке», автор теле- и радиопрограмм, блестящий импровизатор М. Казиник.


Концерт-лекция «Тайные знаки культуры» состоится в Даугавпилсском театре 26 апреля и будет посвящен памяти мецената Марьяна Александровича Панкевича. Участвуют: Михаил Казиник; пианистка-виртуоз, композитор Ника Широкорад (Великобритания); скрипач Борис Казиник (Швеция) и Наталия Яперте (аккордеон) – участница и победительница многих престижных международных конкурсов и фестивалей. Автор одного из произведений, утвержденных к исполнению, – Астор Пьяццолло. Это танго «Прощай, отец» (Adios, Nonino), написанное в стиле реквиема (1959). Именно отец помог Астору в поиске «своей» музыки, в выборе своего пути… Композиция Пьяццоллы прозвучит в обработке Олега Гоцкозика (Швеция), одного из талантливейших композиторов современности. Заметим: именно даугавпилчане станут первыми слушателями этой вдохновенной музыки, т. е. ее премьера состоится в нашем городе, из Даугавпилса она польется в мир.

P. S. Билеты можно приобрести в кассе Даугавпилсского театра, в торговом центре Ditton nams и на www.bilesuserviss.lv. Подробная информация по тел. 65426520, 29702897.