Ефим Шифрин: «Я просто переживаю за Латвию…»1

Ефим Шифрин: «Я просто переживаю за Латвию…»
В субботу, 16 марта, всенародно любимый Ефим Шифрин порадовал даугавпилчан двухчасовой весёлой программой «Шифринизмы – new». Это было, как всегда, смешно, легко, без политики и прочих заморочек. Перед концертом артист дал небольшое эксклюзивное интервью компании DAUTKOM.

- Вы родились в Магаданской области, где в ссылке находился ваш отец, а в 1966 году вся семья переехала в Латвию. Почему именно к нам?

 

- После реабилитации папа не хотел возвращаться в родной город Оршу, где его истязали. В центре Орши находилась тюрьма, она постоянно напоминала бы, её нельзя было миновать. Ехать было некуда, одна из маминых родственниц жила в Риге, и она стала способствовать нашему приезду в Латвию. Мы перебрались в дом, точнее дачу в Юрмале, академика Зутиса. Я потом в университете учился по его книгам. Дом большой, необычный. Хорошо помню камин, густо-зелёный кафель, всё сделано с большим вкусом. Нам пришлось дом перестраивать. Например, из библиотеки академика сделали гостиную. И жили в доме, кроме нашей семьи, ещё семьи папиных брата и сестры.

 

- Совсем недавно вы написали в своём живом журнале буквально следующее: «Всё, безоговорочно всё нравится теперь в родной, любимой моей Латвии... И природа, и люди, и солнце, и эти крыши из окна номера... И то, что здесь уже на правах настоящей хозяйки расположилась весна». Ну, с природой и весной возражений нет. А в остальном… Так ли уж всё хорошо в Латвии?

 

- Всё определяет внутренняя оптика человека, его угол зрения. Вот на пост, что вы цитируете, пришло много разных отзывов. Некоторые пишут, что и весны никакой нет. Другие, что Рига – город-призрак и т. д. Если твой взгляд отмечает позитив, тебе живётся легче и смелее. Если же ты осенней тоской окрашиваешь мир, то тяжело тебе…

 

Латвия у меня рядом с сердцем. Когда я здесь жил, я её так не ощущал. Латвия живёт трудно по разным причинам, я не берусь оценивать, давать советы. Я уже гость и я просто переживаю за Латвию. У меня здесь много друзей, они достойно живут. Я очень люблю своих латышских друзей. Не помню с их стороны большой откровенности, они не тянули в свой интимный круг, но они и никогда не предавали. На мой взгляд, одно из главных качеств национального характера латышей – достоинство.

 

- 25 марта у вас день рождения. Это радостное событие? Каким был для вас последний год?

 

- Почему вы думаете, что радостное? Приятно где-то с 30 до 40 лет. Прошедший год – бесконечная работа, города, дороги. Можно сказать, что я устал: дороги часто плохие, ужасные разбитые дома культуры в России… Но у меня хорошая оптика – я встречал прекрасных людей и мне было интересно. Как и все артисты, я боюсь отсутствия перспективы. Всё время нужны новые проекты. В прошлом году удалось сыграть в фильме-спектакле Владимира Мирзоева «Контракт» по пьесе Мрожека.

 

- Вы представлены во всех социальных сетях. Вам нравится интернет-общение?

 

- Я общительный, да. Но иногда не нравится. Вот вчера друг попросил ему прислать один мой ролик с YouTube. Я нашёл, послал. Потом читаю в твиттере у Щаранского (есть такой блогер): в бизнес-зале сидит Ефим Шифрин, смотрит свои выступления на ноуте со звуком и … смеется. Я никогда так не делаю. Ну, написал в ответ: в бизнес-зале ненароком показывал свои выступления Щаранскому, чтобы ему было, о чём строчить в твиттер. Трудно представить себе здорового человека, полностью посвящающего себя интернету: тут или ужасное одиночество, или ужасное самомнение.

 

- Вы следите за бурными политическими событиями в Москве?

 

- Бурно часто бывает лишь в блогосфере. Но страна не живёт тем, чем живёт блогосфера. Так всегда было. Когда декабристы вышли на площадь, страна за ними не пошла. И с «Авророй» тоже вначале так было. Я человек умеренных взглядов: мечусь между государственниками и либералами. И я стараюсь убегать от угловатости. Помните известные стихи Павла Когана? «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…» Я их давно перефразировал: «Я с детства полюбил овал, я угол никогда не рисовал…»

 

- На эстраде вы скрываете свою интеллигентность…

 

- На эстраде не бывает интеллигентных персонажей. Это удел жанра. Мы ведь смеёмся над простаками, нам выгоднее смеяться над теми, кто глупее нас. Как выглядели немцы в советских фильмах? Как будто вся армия – клоуны, как будто у нации не было Гегеля, Бетховена, Гёте… Нам так легче было ощущать свою силу. Когда люди смеются над дураками, им легче.

 

- Вы играете в театре, снимаетесь в кино, работаете в эстрадном жанре, поёте, пишете книги. Что нравится делать больше всего?

 

- Меня часто спрашивают об этом. Я занимаюсь творчеством, и всё обретает художественный результат, отделённый от жизни. Я и в случае успеха на кухне, когда удаётся что-то вкусное приготовить друзьям, получаю удовольствие не меньше, чем от ролей и выступлений.