Моя главная задача - спасти человека

Моя главная задача - спасти человека
Так считает капеллан Даугавпилсской тюрьмы «Белый лебедь» Виталий Кройтер. По просьбе «Миллиона» он рассказал, как в тюрьме происходит духовное окормление заключенных.

Выбор духовного пути

Из нескольких сотен заключенных тюрьмы «Белый лебедь», по словам капеллана, лишь немногим более 10 % иногда или периодически выражают желание пообщаться со священником. Значит ли это, что остальные сплошь атеисты и не верят ни в Бога, ни в черта. По мнению Виталия это далеко не так. Сейчас редко встретишь закоренелого, убежденного атеиста. Человек, как правило, имеет веру в душе - веру в Высшую и справедливую силу. А кто-то даже считает себя истинно верующим в единого и всемогущего Бога, но... веру эту бережно хранит глубоко в своей душе и полагает, что для общения с Богом ему посредников не нужно. Поэтому на встречи со священником не стремится.


В то же время есть немало заключенных, которые считают себя принадлежащими к той или иной конфессии. Почему они так считают и как происходит выбор конфессии вообще? Виталий из своего немалого опыта тюремного капеллана ( а этой службе он посвятил уже более десяти лет) знает, что часть людей относят себя к какой-то конфессии будучи глубоко убежденными, что она самая правильная, и только в ней можно истинно служить Богу. Другие считают себя католиками, православными и т.д. только потому, что их родители и вообще все предки были католиками, православными и т.д. То есть, тут налицо причина - традиция. Но случается, что человек становится перед выбором - какая конфессия для него наиболее приемлема? На этот выбор влияют различные факторы, в том числе и беседы с товарищами по камере. Особенно, если те уже определили свой духовный выбор. Тюремное же начальство не только препятствует, но даже наоборот, поощряет стремление заключенных к духовной жизни. Ведь не секрет - человек, принявший в сердце Христа, меняется к лучшему.


В «Белом лебеде» для встреч священника с заключенными выделено специальное помещение, его называют капелла. Оно приспособлено для исполнения священниками различных треб, чтения проповедей и т.д. Со священником наедине может встретиться любой заключенный, но встреча может быть организована и сразу для группы заключенных. В этой же капелле порой происходит и таинство Крещения. Уже немало заключенных приняли в сердце Христа и духовно обновились, сумеют ли они дальше сохранить тот бесценный дар Божьей Благодати, который получили во время Крещения, зависит только от них самих.


В тюрьму может прийти священник любой конфессии, даже нетрадиционной для Латвии, было бы только на это желание заключенного. Однако, по словам Виталия, наиболее часто посещает «Белый лебедь» для духовного окормления его узников православный священник Александр. И многие заключенные после этого становятся православными христианами. Но вот насколько искренне заключенные стремятся начать духовную жизнь? Может быть, посещение капеллы для них - это просто возможность как-то скрасить свои серые тюремные будни?

«Нам проще сидеть в тюрьме, чем быть на воле»

-Действительно, людям очень тяжело жить в условиях несвободы, которая влечет за собой самые различные ограничения, в том числе на общение с разными людьми. Но именно эти условия нередко заставляют этих людей задуматься о смысле жизни, искать причины, по которым они оказались на обочине жизни, в тюрьме. Да и священники, встречаясь с заключенными, стараются направить их мысли на то, чтобы они произвели переоценку своей жизни. В конце концов многие заключенные начинают понимать, что без Бога изменить свою жизнь к лучшему невозможно. Они осознают, что то, из-за чего они оказались в неволе, - это преступление не только перед людьми, но и перед Богом, - говорит Виталий Кройтер.


Но так ли все просто: пообщался заключенный со священником, уверовал в Бога и стал паинькой. На самом деле в жизни все намного сложнее. Виталий рассказывает,что встречал в тюрьме не одного человека, который отбывает уже не первый срок. И среди них есть люди верующие. Почему же они, приняв Крещение, после отбытия заключения снова пошли по кривой дорожке? Нередко бывает так: вышел человек из тюрьмы с самыми лучшими намерениями начать честную и правильную жизнь, но попадает в прежнюю среду, к тем же дружкам - собутыльникам. И пошло - поехало. А если у человека к тому же нет семьи, нет угла, где голову прислонить, нет работы, а значит и средств к существованию, то до возвращения на преступный путь всего один шаг. Общеизвестно, что наше общество, как правило, не готово принять человека после тюрьмы, и он остается со своими проблемами один на один. Виталий вспоминает: «Некоторые заключенные так и говорят: « Нам проще сидеть в тюрьме, чем быть на воле!».


Но означает ли это, что слова священника звучат впустую, если к нему пришел рецидивист, для которого Божьи заповеди, казалось бы, уже давно пустой звук? Виталий уверен: в любом случае Бог действует на сердца этих людей через слова Священного писания, через проповедь священника,через церковные Таинства. В сердце человека падают добрые семена любви, потому что Бог - есть любовь. И возможно, в определенное время эти семена дадут добрые всходы.

Взрастить Божий росток

Но вот человек отбыл срок и вышел на свободу. Остается ли у него и дальше потребность встречаться со священником, чтобы излить ему свою душу. По словам Виталия, в тюрьме для многих заключенных встреча со священником важна именно тем, что ему можно рассказать все, что накопилось на душе, чего сокамернику он никогда не расскажет.


- Некоторые капелланы говорят о заключенных: «Они наши клиенты и подпускать их близко к себе нельзя». Но я так не поступаю. Я смотрю на заключенных не как на преступников, но как на обычных людей. И общение с ними у меня происходит исходя из этой установки. Моя главная задача - спасти человека. Мне приходилось принимать бывших заключенных у себя дома, они даже жили какое-то время у меня. Правда, было пару случаев, когда я терпел неудачу - меня обворовывали. Но большинство людей оказались порядочными. Я чувствую свой долг священника не только в рамках тюрьмы. И сколько я буду жить, буду духовно, морально и даже по возможности материально поддерживавать людей. У меня есть товарищ, который сидел 12 лет, но начал духовный образ жизни. И вот ради таких людей я готов, образно выражаясь, искать среди тонн песка крупицу золота. В каждом человеке, каким бы пропащим он ни казался, есть маленький Божий росточек. И я пытаюсь взрастить этот росточек с Божьей помощью, молясь об этом человеке, общаясь с ним, думая о нем. И тот негатив, который в нем есть, постепенно гасится. Если почву как следует обрабатывать, то семечко не заглохнет , а прорастет, - говорит Виталий Кройтер.