Дорогая «липа», или Как расплачиваются за чужие ошибки9

Дорогая «липа», или Как расплачиваются за чужие ошибки
До 22 февраля Даугавпилсский край должен вернуть деньги за ремонт Амбельского дома культуры. Почему? -Привет, город! – Привет, край! Так полушутливо обмениваются приветствиями руководители Даугавпилсской краевой и Городской дум на совместных совещаниях.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


Но на сей раз обстановка в кабинете мэра города Яниса Лачплесиса была совсем невеселая. Даугавпилсская краевая дума, Калкунское, Ликсненское и Деменское волостные управления получили решение Центрального агентства финансов и договоров, регионального сельскохозяйственного управления СПС и Государственного агентства развития образования о возмещении долевого участия фондов ЕС. Аналогичные требования выставлены и к Даугавпилсской городской думе.


– Ваш городской бюджет сможет выдержать такой удар, а мы при нашей бедности становимся банкротами. Сумма, которую с нас требуют, – около миллиона евро. Она равна всем социальным программам, которые в течение года самоуправление планировало оказать сельским жителям, – сказала исполнительный директор Краевой думы Ванда Кезика.


Кто же этот вымогатель-шантажист, который готов разорить и без того небогатый латгальский край? Вы не поверите, но это – родное государство. А за что? Тут начинается детективная история, финал которой пока неизвестен.

ДЕЛО О ФАЛЬШИВОЙ СПРАВКЕ


…Новость о начале уголовного процесса против директора Управления крупных налогоплательщиков СГД Валдиса Лубганса мало кого в Латгалии взволновала. Очередной столичный чиновник дал кому-то липовую справку об уплате налогов. На фоне громких коррупционных скандалов – мелочевка. Но дальше проблемы стали нарастать как снежный ком. Липовую справку дали даугавпилсской фирме «Гадиба», одной из самых крупных в регионе, с многомиллионными оборотами. К участию в муниципальных и государственных закупках не допускаются компании, которые не платят налоги. В большинстве положений о конкурсах стоит ограничение максимального долга по налогам на момент подачи заявки в размере 100 латов. Соответствующий документ государственная структура и предоставила. После чего фирма выиграла ряд конкурсов по реализации европейских проектов. Кстати, не в первый раз на счету «Гадибы» множество объектов на территории Латвии.


В ходе расследования было выяснено, что эта фирма в период с начала 2010 года до февраля 2012 года участвовала в закупках самоуправления, несмотря на имевшиеся долги по налогам, то есть предоставляя поддельные справки от СГД. Компания выиграла 14 конкурсов, в основном связанных со строительством в Латгалии. Общая сумма этих муниципальных заказов – около 3,5 млн евро.


5 проектов были реализованы в Даугавпилсском крае с 2009 по 2011 год, в том числе реновированы Шпогская средняя школа и Дом культуры в Амбели. Работы были выполнены фирмой на качественном уровне, а все объекты успешно сданы в эксплуатацию.


В Даугавпилсе скандал разразился в момент, когда фирма еще работала на ряде объектов, связанных с европейскими проектами. Договоры Даугавпилсская дума расторгла. Итог – «Гадиба» объявила о своем банкротстве. Еще несколько сотен квалифицированных строителей отправились на заработки за пределы Латвии.


Казалось, что на этом экономическая история закончена, остается дождаться финала детектива, чтобы узнать – кому и при каких обстоятельствах в СГД дают фальшивые справки об уплате налогов? Но KNAB все еще не закончил расследование, какова вина обвиняемых и как они будут наказаны – неизвестно.

НАШЛИ КРАЙНЕГО


Но уже назначены те, кто за все ответит. Это самоуправления, в которых при участии фирмы были реализованы проекты. Итак, до 22 февраля Краевая дума должна вернуть ВСЕ деньги, потраченные на ремонт Амбельского дома культуры.


– Государственные структуры требуют вернуть даже те суммы, которые в порядке софинансирования заплатило наше самоуправление, – недоумевает Ванда Кезика. – Никаких нарушений с нашей стороны нет. Справки были выданы СГД. Вся документация – в порядке, ни одного цента незаконно не потрачено, надзор за строительством велся надлежащим образом. Совершенно непонятно, почему за нарушения, которые допущены государственной службой, отвечать придется самоуправлениям.


Похожие проблемы возникли и у Даугавпилсской городской думы, у которой тоже требуют возврата потраченных на строительство денег. В момент объявления банкротства строительной фирмы Городская дума тоже предъявила свои претензии. Как обычно, для погашения долгов средств было недостаточно. Да и вопрос об убытках не совсем юридически ясен. Объекты построены и сданы. Можно ли взыскать с фирмы деньги, которые государство требует вернуть?


Казалось, мэру Даугавпилса Янису Лачплесису удалось найти понимание у бывшего премьер-министра. Валдис Домбровский в интервью телеканалу Dautkom заявил, что самоуправления не должны быть крайними в этой ситуации, что правительство примет соответствующее решение.


– Я задаю простой вопрос: каким образом муниципалитеты должны проверять, правильно ли выданы справки государственными структурами? – говорит Янис Лачплесис. – Требовать справку, что все предоставленные справки получены без взятки? Раз ситуация создана по вине государственной структуры, так почему бы государству не взять на себя ответственность? Например, Министерство охраны среды и регионального развития может обратиться в Кабинет министров с просьбой погасить эти суммы из государственного фонда, предусмотренного на непредвиденные расходы.


Пока руководители самоуправлений совещаются и решают, как выйти из этой ситуации, попробуем взглянуть на происходящее с точки зрения рядового гражданина. Честно говоря, непонятно, почему так долго идет расследование факта с предоставлением фальшивых справок. Грозное Бюро по борьбе с коррупцией без конца сообщает то об увольнении Юты Стрике, то о восстановлении на работе Юты Стрике. А расследование элементарного факта коррупции тянется уже не первый год. Почему руководитель управления Лубганс дал справку об уплате налогов, если налоги не были уплачены? Ему дали взятку? Или чиновник получил указание от влиятельных лиц, которым не смог перечить? И эти лица настолько влиятельны, что следователи предпочитают затянуть дело до того момента, пока не подойдет срок их пенсии? А может, все, кто обманул государство, сурово наказаны, ущерб погасили и раскаялись? Осталось только Амбели, где и так осталось совсем немного людей, встряхнуть как следует.


Никто в Латвии не вспомнит примера, когда имущество чиновника-коррупционера было продано, а деньги вернулись в государственную казну. Схемы перевода имущества на внучатых племянников известна даже ребенку. Фирмы-банкроты заранее продают все, что могут, вновь созданным фирмам, во главе которых странным образом оказываются те же самые люди. Точно так же всем известны схемы увода средств в офшорные зоны.


Кстати, законопроекты, которые могли бы противодействовать уводу денег из страны, были благополучно похоронены Сеймом. Вот и получается, что реально отвечать за коррупцию должны крестьяне Амбельской волости, которые за свой Дом культуры обязаны, по логике власти, расплатиться скромными пособиями, которые предоставляет им Краевая дума. Или отказаться от ремонта дорог, далеких от европейских стандартов. Пусть и дальше больных с хутора до застрявшей скорой помощи три километра несут на носилках. А может, сэкономить на школьных обедах, которые финансирует самоуправление? Государство ведь оплачивает питание детей в первых и вторых классах, остальное – проблемы местной власти. Словом, в очередной раз нашли тех, кто реально заплатит за нарушение европейских правил и за коррупцию. И это еще раз подтверждает, что государственная машина – для тех, кто в ней едет, но не для тех, кто платит за ее работу.