С аукциона продают жетоны главы Двинска

С аукциона продают жетоны главы Двинска
В Интернете, на сайте антикварной галереи «Кабинет. Аукционный дом» (kabinet-auktion.com), сообщается, что под лотом № 180 выставляется на продажу цепочка из шести памятных жетонов, принадлежавших некогда городскому голове Двинска Арвиду Яковлевичу Пфейфферу (1847–1915).

Описание к лоту следующее: Российская империя, частные мастерские. 1898–1909 гг. Общая длина 353 мм. Вес 94, 2 г. Золото, серебро, эмаль. Клейма: на звене цепочки – пробирное «56» для массовых изделий (в щитке в форме лопатки), именник «АГ». Сообщается также, что это красивая ювелирная работа, что ношение подобных цепочек было распространено на рубеже XIX–XX веков.


Цепочка состоит из следующих жетонов: первый – в память 35-летия Двинского городского общественного банка (диаметр 26 мм, золото, эмаль). На оборотной стороне надпись: «Арвиду Яковлевичу Пфейфферу 1 окт.»). Второй жетон – в память 25-летия службы диаметром 27 мм, золото, эмаль. На жетоне надписи: с лицевой стороны – «А.Я. Пфейфферу отъ сослуживцев», с обратной стороны – «Двинск 1869 – 11 марта 1894». Третий жетон связывается со страховым обществом «Россия», его диаметр 25,5 мм, золото, эмаль. Клейма: на оборотной стороне на ушке – плохо читаемый именник. По ребру жетона выгравирована надпись: «Арвидъ Яковлевичъ Пфейффер».

 

Четвертый жетон – в память о 25-летии Двинского городского общественного банка, размер жетона: 43,5 х 22,5 мм, золото, эмаль. На оборотной стороне надпись: «Двинск, городск. головъ А.Я. Пфейфферу 1 октября». Пятый жетон посвящается 25-летней деятельности (27 апреля 1873–98) размером: 29,5 х 23,3 мм, выполнен из серебра и эмали. Клейма: на оборотной стороне – плохо читаемое пробирное клеймо. Шестой жетон присоединен к цепочке в память о 25-летии добровольного пожарного общества. Его размер 42,5 х 23,5 мм. Выполнен из серебра и эмали. На оборотной стороне надпись в две строки: «Почетному члену/ А.Я. Пфейфферу». Предварительная оценка реликвии: от 280 000 – 420 000 рублей.


Заместитель директора Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Людмила Жилвинская прокомментировала данное предложение так:


– Музей осведомлен. Мы, было, заинтересовались, но потом оказалось, что выставляемая на аукцион вещь вызывает сомнение в своей подлинности. Подозрения усилились после консультации с российскими экспертами. Хотя, надо признаться, жетоны эти никто из них в руках не держал. Цепочка с жетонами двинского градоначальника продается с аукциона уже не первый год. Заявленная цена – около 7, 5 тыс. латов, не так много, чтобы не нашелся покупатель. Вероятно, что-то сдерживает. Конечно, если это действительно подлинная вещь, то она могла бы достойно пополнить экспозицию нашего музея. Но нужна качественная экспертиза. Музей располагает фотопортретом Пфейффера, на котором градоначальник изображен с фрачниками (миниатюрные варианты нагрудных знаков, наград), однако это совершенно другие изделия, не то, что представлено на аукционе. В то же время следует учитывать: фотопортрет относится к 1904 году – цепочка с памятными жетонами могла быть изготовлена позднее. Среди настораживающих моментов и то, что один из жетонов идентичен хранящемуся в Витебском областном краеведческом музее, где он числится как жетон Пфейффера и считается оригиналом. Но как один и тот же жетон может находиться в двух местах сразу? – ставит вопрос Л. Жилвинская.


В журнале «Наука и жизнь» (№6, 1996) читаем: «Памятные жетоны дореволюционной России – это миниатюрные изделия, которые выпускались по поводу того или иного события. Делали их в основном из золота или серебра, реже использовали желтый или белый металл. Жетоны обычно украшались накладными деталями, а также художественными эмалями, секреты которых во многом утрачены. Российские памятные жетоны, как военные, так и гражданские, появились во второй половине XIX века. Их обычно утверждали официально, но некоторые выпускали, так сказать, в частном порядке». Маленький жетон всегда намекает на историю.

 

К примеру, один из жетонов Пфейффера – от страхового общества «Россия», отделение которого основал в Двинске в конце XIX века А.И. Коритц, для чего был приобретен двухэтажный дом на Владимирской улице под № 3 (ул. Гимназияс). Специалисты советуют: чтобы отличать оригиналы от новоделов и подделок, внимательно изучать боковую поверхность (ребро) жетона – гурт. Гурчение – процесс нанесения знаков на ребро в целях защиты жетона (монеты) от порчи и подделки. Подделать гурт весьма проблематично даже сегодня, несмотря на развитие высоких технологий.


Обращаясь к биографии потомственного дворянина Карла Якоба Арвида Пфейффера, отметим, что по национальности он был немец. В должности градоначальника Двинска состоял с 17 февраля 1899 по 1915 год.


Среди наград Пфейффера – ордена Св. Анны и Св. Станислава 2-й и 3-й степеней, орден Прусской короны 4-й степени и др.
Как землевладелец, Пфейффер избирался в гласные Лепельского уездного земского собрания, являлся почетным мировым судьей, председательствовал в Городском собрании, правлении Добровольного пожарного общества, отделении Императорского общества спасения на водах, был членом многих благотворительных обществ.


Деятельность А.Я. Пфейффера нельзя оценивать однозначно, но то, что он заслуживает внимания и как руководитель городского самоуправления, и как личность – сомнений не вызывает. В годы его правления население Двинска увеличилось до 113 тыс. человек (1913). Продолжалось строительство водопровода, решился вопрос энергоснабжения – вступила в строй электростанция (1911), рассматривался проект о запуске городского трамвая, и если бы не война, трамвай по двинским рельсам побежал бы на 30 лет раньше! В бытность Пфейффера в Двинске действовало 3 театра (4-й – в летнее время в Погулянке), 4 кинотеатра, 7 библиотек, по количеству учебных заведений город занимал одно из первых мест в Прибалтийском крае. Но началась Первая мировая война – подданные Германии и Австро-Венгрии, а также немцы по национальности подлежали увольнению с должностей. Будучи в эвакуации в Орле, Пфейффер отстраняется от должности городского головы и высылается в Сибирь, где якобы и умирает (по другой версии смерть настигла его в Орле), хотя существует предположение, что он был похоронен в Двинске…