Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»
В сегодняшнем выпуске «Двинского дневника» мы продолжаем обзор рекламы и объявлений начала прошлого века. Как и обещали, поговорим о профессиональных услугах и объявлениях от соискателей работы.

Начнем, пожалуй, с услуг врачей. В Двинске многие занимались врачебной практикой, о чем подавали в газету соответствующие объявления. Роды принимались как в родильных приютах, так и на дому, у повивальных бабок:

 

«Врач Я. Дубинчик открыл родильный приют по Дворянской улице, угол Подольской, дом Жимонта. Прием беременных и рожениц. Принимаю также секретные беременности».

 

«Повивальная бабка Рабинович предлагает роженицам свои услуги. Адрес: Шоссейная ул., дом графа Плятера, б. Рабиновича».

 

Многие доктора приезжали из-за границы, освоив там новейшие врачебные практики, например, лечение электричеством:

 

«Д-р М. Крецмер, вернувшись из-за границы поселился в городе Двинске по Петербургской улице, в доме фотографа Тильтинга, в квартире д-ра Фейертага и принимает больных по внутренним, нервным, венерическим и накожным болезням. Лечение электричеством».

 

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

 

Помимо общественных читален в городе был организовано коммерческое читальное место:

 

«Кабинет для чтения. Дворянская улица, у переезда. Имеется большой выбор газет и журналов. За вход для чтения 3 коп. Журналы выдаются для чтения на дом».

 

Все будущие постройки и большие сооружения утверждались у городского архитектора. Там же составлялись и «проэкты»:

 

«Контора двинского городского архитектора инженера Тальберга находится в доме Натансона на углу Зеленой и Придвинской улиц и принимает заказы на составление проэктов и смет всевозможных гражданских и искусственных сооружений, ежедневно от 9 до 12 часов утра и от 4 до 8 часов вечера, кроме воскресенья и субботы».

 

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

 

Было в городе и модное по тем временам фотографическое заведение, которым заведовал фотограф, приехавший из Санкт-Петербурга:

 

«Вниманию почтеннейшей публики! Имею честь уведомить, что с 19-го сего мая мною открывается на углу Петербургской и Александровской улиц, в доме Цейтеля фотографическое заведение, в котором будут приниматься заказы на всевозможные фотографические работы, которые будут исполняться добросовестно и по умеренным ценам. По желанию гг. заказчиков выезжаю на дом для съемки театральных и других зрелищ, групп учеников и войск, видов мастерских, фабрик, заводов и проч.

 

Исполнение работ – безукоризненное. Фотография открыта ежедневно от 10 ч. утра до 8 ч. вечера. С совершенным почтением С.-Пб. Фотограф Т. В. Сергеев-Злотников».

 

Очень много объявлений публиковалось на тему сдачи в наем комнат, квартир или дач. Горожане и гости Двинска из большой массы выбирали, разумеется, те места, где можно было столоваться:

 

«Отдаются комнаты для холостых со столом, отпускаются также домашние обеды у Рожинской, на Новом Строении, по Бульварной ул., дом бывш. Томашевича».

 

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

 

Посредством газеты двинчане и приезжие искали себе работу. В основной массе соискателями являлись молодые люди – ученики и студенты:

 

«Ищу на один месяц какого-нибудь занятия. Берусь давать уроки, служить в какой-нибудь конторе или в магазине; словом, согласен на всякого рода работу в г. Двинске, в Погулянке или в ее окрестностях. Владею польским и немецким языками. Требования с моей стороны самые скромные. Адрес: Погулянка, пансион №1. Студент Рижского политехнического института К. Садовский»;

 

«Молодой человек, с образов. 3-х классн. городск. уч., им. аттестацию с последн. места, а также личн. реком., ищет в Двинске какое-либо занятие. Узнать в редакции»;

 

«Реалист VI класса желает давать уроки, может также ехать в провинцию. Адрес в типографии „Двинского Листка”».


Заметим, что 6-й класс реального училища в то время являлся последним, так что реалист этого класса был вполне образован и мог заниматься репетиторством.

 

Предлагали свои услуги и профессиональные музыканты (таперы), а также кассиры. Обратите внимание: чтобы устроиться работать кассиром в магазин или в лавку в то время обязательно нужен был залог. Оно и понятно: хозяева торговых мест страховались на случай исчезновения своего служащего со всей кассой.

 

«Опытный тапер желает играть на балах и вечерах за умеренное вознаграждение. Гостиница „Двинск” (около Рижского вокзала), спросить Хоязина»;

 

«Ищу место кассирши или тому подобное; имею залог до 500 и более руб. Адрес: Киевская улица, д. Климова. В Григорьева».

 

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

 

Наряду с объявлениями о поиске работы печатались и противоположные, с пометкой «требуется». Вот несколько таких примеров:

 

«Требуются в ученики мальчик, знающий читать и писать по-русски и немецки с хорошим почерком. Обращаться в Двинский склад т-ва Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры, Московская улица»;


«Требуется швейцар, грамотный, желательны личные рекомендации. Являться в присутственные дни в Московский Международный Банк»;


«Ищу опытного репетитора, знающего хорошо латинский язык. Предложение прошу адресовать: Двинск тов. ст. С.-П.-В. ж. д., казенный дом № 48, кварт. 2, Антону Васюкевичу».


Принимали на работу и с последующим обучением:

 

«Двое молодых людей, хорошего поведения, знающие русский язык и грамотные, могут быть приняты в садовом заведении Д. Безе в Двинске для обучения садоводству».

 

Двинскiй дневникъ: «Вниманию почтеннейшей публики!»

 

Любой житель города, если не обстирывал себя сам, нуждался в услугах прачки или прачечной. В одном из номеров газеты «Двинский Листок» за 1900 год сообщается о том, что свои услуги по стирке любого белья предлагают заключенные женской тюрьмы:

 

«В Двинском тюремном замке, при женском отделении ОТКРЫТО ПРАЧЕШНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ с приемом белья исключительно от частных лиц по нижеследующим ценам: рубаха мужская глаженная 8 коп., ночныя и вязанныя рубашки, кальсоны, носовые платки пара, воротнички глаженные, манжеты пара, наволочки, простыни, рубашки женские, панталоны, лифчики, скатерти – по 3 коп.; чехлы от одеяла, капы*, кофточки ночныя по 5 коп.; юбки крахмальныя глаженныя по 8 коп.


При стирке белья, никаких порошков ни вообще других каких-либо веществ, портящих белье не допускается, самая же прачешная состоит под руководством надзирательницы тюрьмы, специально изучившей прачешное дело в Берлинском Мариинском Сельско-Хозяйственном Институте. Прием и выдача белья производится при тюрьме, от 9 час. утра до 8 час. вечера ежедневно кроме праздничных дней».

 

Кстати, о праздничных и выходных днях. Именно в эти дни в городе проходило большое количество праздничных представлений и увеселений. Судя по рекламе тех лет, у двинчан был громадный выбор для разнообразного отдыха. Но об этом – в следующем выпуске.

 

*Капа — вид облачения католического священника, напоминающий плащ-накидку.

**В выпуске использованы номера газеты «Двинский Листок» за 1900 – 1903 гг.